Рериховский календарь

129 лет назад: 17 ноября 1875 года - день основания Теософского общества Еленой Петровной Блаватской в Нью-Йорке.


  В далёком, как кажется, уже 19-м веке, в Новом Свете было образовано впервые в Новое время - Теософское общество. Идеи В.Уч. были выражены небольшой группой собравшихся. (Всего 17 человек вошли в первую группку Теософов, но недаром было сказано: "Из искры возгорится пламя!"). Их цель - изучать все религии мира и мировую мудрость, создать прообраз мирового братства народов и при этом в Обществе были категорически запрещены все споры по политике, религиям и национальностям. Какой прекрасный образец для нас, пытающихся строить общины!
  Да, достаточно быстро Теософское общество перестало быть тем, чем оно было при жизни Великой "Хелен Блаватски" (как звали её западные друзья) - именно религиозные раздоры погубили единение. Да и расовые отношения оставляли желать лучшего. Именно поэтому В.Уч. очень ценили вклад молодого индуса Вивекананды, вдохнувшего новую мощную струю в увлечении Запада Востоком в конце 19 века.
  Позже, уже в 20-30-е гг. ХХ столетия, В.Уч. в Учении Ж.Эт. писали, что "казалось бы, опыт Моего Друга К.Х. был неудачным, но последствия его ещё скажутся в будущем" (не дословно, но по смыслу). И вот мы видим, действительно, - заря, вспыхнувшая пугливой зарницей в 75 году 19-го столетия от Р.Х. ныне занимает весь горизонт и уверенно заявляет о скором наступлении сверкающего блеска Нового Дня - дня Нового Мира!

К 100-летию Святослава Николаевича Рериха

Святослав Николаевич Рерих. Автопортрет. Без даты.

 Редакция намеренно даёт перепечатку из др. издания, ибо там весьма ярко высвечены светлые образы С.Н. и его супруги - Дэвики Рани, которую мы все незаслуженно обходим - а ведь она была частью судьбы С.Н., как писала Е.И.Р. - "его третьей встречей" - они третий раз встречались в своих жизнях. И в т.ч. в предпоследней встрече она была цыганкой, что ярко выражено в данной заметке - в новой жизни она сохранила свои накопления в чувствознании - прекрасно гадала по ладони. Уважая С.Н., мы должны уважать и его жизненный выбор.
  И ещё - известно - нет ничего дороже свидетельства очевидца и мы рады найти его на стр. женского журнала.

 СВ. Н. РЕРИХ и ДЕВИКА РАНИ
  ("Дневник индийских странствий". В. Малолетков, нар. Худ. России, член Росс. Акад. Художеств, проф. МГХПУ им. Строганова, г. Москва.)
  "…В Индии я бывал много раз, но первые впечатления об этой сказочной стране - м.б., самые точные. Вот отрывки из дневника, который я вёл ежедневно в ту свою первую поездку в Индию. Шёл 1980 год…
  (Художник путешествовал по Индии. Посетил Дели, побывал на национальных Индийских празднествах и…)
  ЗВОНОК СВЯТОСЛАВА НИК. РЕРИХА
  После полёта в глубь страны хочется искупаться и стряхнуть дорожную усталость, но в это время неожи-данно раздаётся звонкий телефонный звонок, и незнакомый мужской голос на чистейшем русском языке произносит моё имя и отчество. "С Вами говорит Святослав Николаевич Рерих. Мне сообщили о Вашем приезде в Бангалор. Если не возражаете, я пришлю за Вами машину с секретарём". О существовании дома Н.К.Р. в долине Кулу я, конечно, знал. Но Бангалор в самом центре Индостана. На мой недоумённый вопрос секретарь Рериха отвечает, что в городе у С.Н. жилой дом и офис. Он - член региональной Акад. Искусств штата Карнатака и патронирует строительство в Бангалоре южноиндийского культурного центра.
"Г-жа Дэвика Рани-Рерих". 1946г.
С.Н. Рерих.
С какой любовью создано это полотно, до сих пор чувствуешь теплоту чувств С.Н. и Дэвики (кстати, племянницы Р.Тагора). Это вечное лето южной Ин-дии, буйство цветов на деревьях - розо-вые цветы и такие же в руках Дэвики - знаки большой любви - сына Великой России и дочери Древней Индии.

  Вместительный автомобиль въезжает в ворота двухэтажного, утопающего в зелени дома в стиле "а-ля рюс". Пожилой слуга в сером френче проводит в комнату первого этажа и предлагает мне подождать хозяина.
  Небольшая комната. Почти без мебели, простая по планировке, она явно предназначена для приёма гостей. Неожиданно на деревянной лестнице, ведущей со 2-го этажа, возникает знакомая высокая и потянутая фигура Рериха.
  Одет он в старомодный френч, застёгнутый наглухо на пуговицы. В глубоко посаженных глазах светятся ум и благородство. Хозяин предлагает сесть на мягкую софу. В дверях уже появляется слуга с сандвичами на подносе и незнакомыми мне яствами. Делать нечего, принимаюсь за пищу. С.Н. говорит о волнующей его теме. Ровный, хорошо
  поставленный голос, приятный тембр. Язык без сорных слов и вульгаризмов, льющийся и мелодичный, чистый русский язык.
  Скрип деревянных ступеней на миг прерывает нашу беседу. В комнату павой вплывает одетая в оранжевое сари супруга Рериха - Девика Рани. Разговор продолжается втроём, но нити его незримо оказываются в руках новой собеседницы
  Она воспоминает посещение Москвы. Незаметно её рассказ переходит на личность Святослава Николаевича. Рассказывая о их долгой совместной жизни, Девика произносит: "Святослав - это настоящий мужчина". Задаю ей несколько бестактный вопрос: "Что же такое, Девика, в вашем представлении настоящий мужчина?". Ответ обескуражил бы любую европейскую женщину: "Настоящий мужчина - этот тот, кто не курит, не пьёт и не ест мяса!"
  Большой гранатовый перстень, накануне купленный за бесценок в Агре, привлекает внимание собеседницы к моей руке. Девика неуловимым движением переворачивает мою ладонь тыльной стороной. "Посмотри, какая рука, Святослав". Подошедший Рерих кивков головы подтверждает: "Да, да, это очень любопытно…" Что в моей ладони любопытного?
  Что я знаю о паутинках-линиях, неведомых знаках моей судьбы? И что любопытного увидела в них же-на Рериха?
  Девика Рани начинает расшифровывать начертанное на моей ладони жизнеописание. От поразительно-неожиданной точности её рассказа у меня выступает пот на лбу и буквально шевелятся волосы. Долго не могу выйти из вызванного рассказом Девики оцепенения. Порой лучше ничего не знать о себе, чем узнать о себе абсолютно всё.
  В Бангалоре помимо Всеиндийского художественного центра существует еще и школа искусств, где дети получают образование начиная с 3 лет. Здесь совместное обучение мальчиков и девочек - большая рос-кошь для Индии"…
 "Работница" , июль 2002.
 Звонок из Израиля (г. Бэер-Шева).
  22 ноября позвонила Галина Мельцина, бывшая руб-цовчанка, ныне 6-й год живущая в Израиле (она, кстати, была на фестивале у горы Синюха в августе 2003г.). Сообщила, что была очень рада получить 3 очередных №№ "СВЯТОГОРа" - 36, 37 и 38, очень жалеет, что их всего по одному экземпляру, а надо давать другим читать и так жаль с ними расставаться…
  Узнала у нас телефон в Ленинграде, по которому мы оставили в октябре 34 книжечки А.П. Хейдока (издание Рубцовск, 2004) - для передачи в Израиль. Будет связываться, чтобы их передали по назначению.
  Сообщила, что продолжает связи с Аидой Тульской (США, Музей им. Н.К. Рериха) по сбору средств для Рериховских дел.
  В самом Израиле - появилась молодая пара супругов, которые используя 80 прекрасных копий репродукций Н.К. Рериха из Самары организуют по стране турне с выставками (ура, как в России!).
  Другой, пожилой израильтянин вступил в переписку с Вертоградской Л.И. (г. Змеиногорск), он в своё время встречался с самим С.Н.Р. И это - тоже добрые признаки расширения наших общих связей.
  Сообщила про нашу знакомую - Александру Сикорскую (с нею редакция "Святогора" встречалась в Москве в октябре 2003г., в редакции журнала "ДЕЛЬФИС", инф. об этом в №33). У неё три сына и она всех увлекала Жи-вой Этикой (!). Недавно она, правда, заказала у Данилова в Новосибирске аж 200 книг "Граней" Абрамова… Ну что же - ещё в Москве у нас на эту тему был разговор - и у каждого свой путь, главное, чтобы все шли к Свету.
  Крайне любопытно, что Израиль находится под планетой Сатурн, но немало людей идут там путём Урана (т.е. Века Водолея), противника Сатурна! Как всё перемешано в нашем, "подлунном мире" - в России масса людей впала в "сатурнизм": спивается, развратничает, колется наркотиками, ворует, предаёт Родину… И одновременно, на другом конце Света - израильтяне спасают и Россию и мир. Недаром в Уч. Ж.Эт. говорится, что зёрна 6-й Расы разбросаны по всей планете!
  После "впадения" России в "демократию" у нас с Израилем появились "родственные проблемы" - терроризм. И мы стали их лучше понимать в этом вопросе, немного сместив акценты с абсолютной, как казалось , правоты палестинцев до понимания того, что в Израиле погибают простые граждане… Как и у нас. (Летом взрыв раздался даже в центре Израиля - г. Бэер-Шева…).
  В г. Бэер-Шева , кстати, находится лучшая в мире на сегодня шахматная команда гроссмейстеров (выходцев из СССР), - инф. из шахматного журнала "64".
  Галина Мельцина сообщила, что познакомилась с филологами, которые и напишут заметку об израильских Рериховских делах. Ждём.
 (От ред.)

<<На главную <<№40
Hosted by uCoz