Музыка и здоровье

Музыка и здоровье Колесникова Г.А. (учитель музыки и МХК МОУ СОШ № 1,г. Рубцовск; рук. лабор. "Гуманной Педагогики") Доклад прочитан на фестивале под Бийском в августе 2004г. (Продолжение. Начало в №39)

Музей искусств в Барнауле (ул. Толстого, 2), Галина Анатольевна играет на старинном рояле. 30 июля 2004г.

  Аристотель разработал в своих трудах учение о мимесисе, в котором раскрывались представления о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. Им была разработана концепция катарсиса, согласно которому в душе зрителя и слушателя происходило освобождение от болезненных эффектов. По мнению Аристотеля , когда человек страдает от какого-либо болезненного переживания, его душа обособляется от жизни общества. Когда же в процессе глубокого переживания он очищается от эффекта, его душа поднимается от частной единичности до всеобщности. Всё это обеспечивает стабильное нравственное и психическое здоровье (3).
  Аристотель подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики. Музыка, звучащая в одних ладах, делает человека жалостливым и размягчённым, звучание других способствует раздражению или возбуждению. Так , Аристотель утверждал, что уравновешенное воздействие на психику человека оказывает дорийский лад - мужественный и серьёзный. Фригийский лад воспринимался как неуравновешенный и возбуждающий, лидийский - как жалобный и размягчающий. Аналогичные предписания делались и для музыкальных инструментов. Не рекомендовалась музыка, исполняемся на так называемых эвлетических инструментах, к которым относились авлос (род старинного гобоя - духового инструмента), флейты, бубны, тимпаны, а рекомендовались кифаристика , т.е. музыка, исполняемая на струнных - кифарах, мирах, наблах (3).
  У античных авторов мы находим множество свидетельств, касающихся воздействия музыки на психическое состояние человека. В эпосе об Одине приводится описание того, как от музыки и пения рана Одина перестала кровоточить. Знаменитый Орфей своим пением не только смягчал нрав людей, но также укрощал диких зверей и птиц. Суровый царь Спарты Ликург сам сочинял музыку для своего войска и никогда не шёл в бой, если его солдаты предварительно не были приведены в боевое состояние звуками труб и барабанов.
  Демокрит, известный греческий философ, рекомендовал слушать музыку при инфекционных заболеваниях. Когда Платон предлагал своим пациентам лекарства, надо было обязательно слушать магические песни - считалось, что иначе лекарство действовать не будет.
  В библейской истории можно также найти примеры воздействия музыки на человека. Так, библейский царь Давид вылечил царя Саула от уныния и тоски своим пением и игрой на кифаре (3).
  Как и всякая сила, музыка может служить добру и злу. Безобидная на первый взгляд музыка оборачивается временами разрушительной силой. Человек постоянно подвергается влиянию звуков к лучшему или к худшему. Они могут подавлять в нём инициативу или стимулировать сексуальность. (Включается рок-музыка на лекции).
  Заслуживает внимания тот факт, что ритм "жёсткого рока" , представленного Джерри Ли Льюсом, Стивом Никсом и др., "едкого рока" "Роллинг Стоунс" был взят в африканских племенах, в колдовской среде Вуду в Латинской Америке на Гаити. В эти виды "рока" был включён весь репертуар ритуалов, имитирующих половые сношения, заклинания, заговоры. По данным медицинского исследователя Боба Ларсена (США), низкочастотные колебания, созданные усилием бас-гитары, к которым добавляются повторяющиеся действия бита, в значительной мере влияют на состояние спинно-мозговой жидкости. Эта жидкость, непосредственно влияет на слизистые железы, регулирующие равновесие половых и надпочечных гормонов, так что различные функции контроля и нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются. Этот бит настойчиво будоражит все эмоциональные, физические и физиологические реакции, вызывая сильное нервное возбуждение. Российские учёные зафиксировали: семиклассники после сорокаминутного прослушивая "рока" на некоторое время забывали таблицу умножения. Ряд американских медиков говорят однозначно: " "Рок" не является безобидным время провождением, это наркотик, более смертельный, чем героин, отравляющий жизнь нашей молодёжи. Более того, он используется, как средство психокодирования" (1).
 (Цифры 1,2,3 - указатели литературы. Дано в №39)
 (Окончание № 41.)

<<На главную <<№40
Hosted by uCoz