"С.Н. Рерих - духовный мост России и Индии", С.А. Клещевская;

"С.Н. Рерих - духовный мост России и Индии", С.А. Клещевская;

Я люблю Россию, люблю Индию.
Я как бы принадлежу к двум народам.
С.Н .Рерих.

"Иенно Гуйо Дья - друг путешественников". 1924г.
Заклятие.
Камень знай. Камень храни.       
Огнь сокрой. Огнём зажгися.      
Красным смелым.                    
Синим  спокойным.                
Зелёным мудрым.                  
Знай один. Камень храни.          
Ху, Ло, Фо, Камень несите. 
Воздайте сильным.
Отдайте верным.
Иенно Гуйо Дья,-
прямо иди!
1911г. Н.К.Рерих
 Говоря о С.Н. Рерихе, как о духовном мосте между Россией и Индией, мы всегда помним, что этими духовными мостами были все Рерихи, посвятившие все свои чаяния, знания, труды, мечты России. Трудам се-мьи на этом пути Н.К. Рерих посвятил ряд своих поло-тен. Это "Агни-Йога" посвященная Е.И. Рерих, "Звезда героя" - Ю.Н. Рериху и "Йенно Гуйо Дья - друг путе-шественников" посвященная С.Н. Рериху. Картина "По-хитители клада", на которой изображены четыре согбенные фигуры с поспешностью выносящих клад из объятого пламенем, горного ущелья говорит о трудах семьи Рерихов, о той спешной и крайне тяжелой их миссии. Если мы посмотрим на картину, то увидим, что из четырёх фигур - три уже находятся у её выхода, а четвёртый, у которого кажется и поклажа побольше и идти ему тяжелее, с трудом поспевает вслед уходящим. Мы знаем, что старшие Рерихи ушли с земного плана довольно скоро друг за другом. Н.К. Рерих в1947г, Е.И .Рерих в1955г., Ю.Н. Рерих в1960г. А С.Н. Рерих по-кинул земной план в 1993г., через 33 года после ухода Ю.Н. Рериха и все эти годы все свои усилия С.Н.Р. на-правлял на поиски и создание каналов для проникнове-ния идей Рерихов, культуры Индии в Страну Новую, Страну Будущую.
  Надо сказать, что духовные люди Индии всегда тяготели к лучшим представителям нашей Родины. Так Махатма Ганди говорил: "Я был бы более чем удовле-творён, если бы смог коснутся края одежды мадам Бла-ватской". Эту миссию построения духовного моста ме-жду Россией и Индией С.Н.Р. выполнял с юных лет. В 1923 году в возрасте 19 лет он участвует в выставке рус-ских художников в США, работая в институте Урусва-ти собирает семена злаковых культур для академика Н.И. Вавилова. Сохранилась запись тех лет. "Не преры-вались сношения с Родиной, и хотя и затруднительно, но всё же нам удалось по запросу сельско-хозяйственного института посылать различные полез-ные семена от нашего Гималайского института". В 1936 году С.Н.Р. становится членом-основателем Русского культурно-исторического музея в Праге и Музея имени Н.К.Рериха в Риге. В военные годы - 1941-45гг.- С.Н.Р. организует выставки картин с продажей своих и отца в пользу фонда Красного Креста СССР.
  В 1942 г. С.Н.Р. знакомится с Д.Неру и его дочерью Индирой Ганди и приглашает их в усадьбу родителей в Кулу. Семья Неру провела в семье Рерихов 12 дней. Все эти дни для Д.Неру были днями счастья общения с Н.К.Р., Е.И.Р., Ю.Н.Р. Именно здесь в Кулу Д.Неру с Н.К.Р. строили планы, как на культурных основах можно перебросить мост между Индией и СССР. В то напряжённое время именно культурные связи были самыми лучшими, поверх всех распрей и политических разделений. В 1947 году Д.Неру становится во главе освободившейся от колониальной зависимости Индии и конечно приезд Д.Неру в Кулу в 1942 году и его долгие беседы с Рерихами были не слу-чайны и были предуказанны Свыше. Во главе государ-ства Д.Неру остаётся до 1964 года, и все эти годы все-мерно развивал индийско-советские связи. Неоднократ-но бывал в СССР - в 1927, 55 ,61 гг. Д.Неру вступил в управление страной в 1947 году, а в 1948 году Индия подписывает Пакт Культуры - Пакт Рериха. Д.Неру и Индира Ганди до конца своих дней оставались предан-ными почитателями Рерихов, считая их всех Мудреца-ми.
 Надо сказать, что и Н.К. Рерих всегда проявлял интерес ко всему, что делал Д.Неру, поддерживал и ободрял его. Вот несколько дневниковых записей "Славный, замечательный деятель. К нему народ тянет-ся. Наверно сильно устаёт. Иногда работает до 4 часов утра", "Только подумать, что Неру за свободу Индии провёл в тюрьме 15 лет! Не утратил энтузиазма, ещё больше углубился, возвысился, умудрился. Трудно ему со всеми неведающими".
 С.Н.Р. написал два портрета Д.Неру. Нам всем более известен портрет, находящийся в Музее Востока. Перед нами лицо мудрого человека, взгляд его прекрас-ных глаз устремлён в будущее, где он видит свою стра-ну процветающей и счастливой. Глядя на этот портрет, создаётся впечатление, что Д.Неру на мгновение заду-мавшись, прервал разговор с вами, и сейчас продолжит его. Известно, что этот портрет С.Н.Р. написал в Кулу и, возможно, писал его в те часы и минуты, когда Д.Неру вместе с Н.К.Р. мечтали о прекрасном будущем наших стран и будущем той огромной единой страны - Страны Новой.
 С.Н.Р. всегда активно участвовал во всех встре-чах советских делегаций, которые приезжали в Индию. Известно, что старшим Рерихам было отказано в воз-вращении на Родину и эта возможность была предос-тавлена лишь Ю.Н. Рериху в 1957 году и в этом С.Н.Р. исполнил важную роль.. По просьбе индийского прави-тельства он принимал участие во встрече и беседе с Н.С. Хрущевым, и во время беседы, обратился к нему с просьбой о разрешении возвращения Ю.Н. Рериха в СССР.
 В 1960 году, Хрущев, посещая выставку картин С.Н.Р. в Индии, приглашает его в СССР, и 11 мая состоялась его выставка в Пушкинском Музее, который находится в нескольких метрах от нынешнего МЦР. У великих людей нет случайностей. Но, встреча с Родиной была омрачена уходом из жизни 21 мая любимого брата. После Москвы выставка побывала в Ленинграде, где С.Н.Р. подарил Эрмитажу две своих картины "Когда сходятся йоги", "Весна. Священная флейта". В этот приезд он наиболее близко сходится с П.Ф. Беликовым, с семьёй Рудзитис, Кирой Молчановой, Б.А. Смирно-вым-Русецким, знакомится с другими последователями Учения Живая Этика, почитателями творчества Н.К.Рериха. Несмотря на огромное горе, обрушившееся на него, С.Н.Р. постоянно в зале, где выставлены его картины. Отвечает на многочисленные вопросы посети-телей, которых интересует всё от техники написания полотен до их содержания. А всё, что было изображено на полотнах, буквально завораживает посетителей. Буй-ство красок, энергия жизни, песнь труду подолгу не от-пускают зрителей. Ну, а портреты С.Н.Р. буквально за-чаровывают. О работе портретиста С.Н.Р. говорил, что портретист должен быть человеком наблюдательным и уметь замечать и усиливать те черты, те характерные особенности, которые он считает наиболее выразитель-ными, наиболее достойными быть запечатлёнными. С другой стороны, он способен сгладить или изобразить менее заметно то, что может, так или иначе, умалить це-лое. "Пандит  Джавахарлал  Неру", 1942г.
 Осмысление человеческой жизни, пафос труда, достоинство человека приобретают на полотнах С.Н.Р. особую значимость. "Ближе к тебе Мать-земля", "Доче-ри моря", "Триумф Евы" и другие говорят об этом. Так на картине "Ближе к тебе Мать-земля" представлены как бы две картины. В левой её части прекрасная инди-анка, несущая корзину спелых плодов и сын, спешащий ей на помощь, в правой же части группа "хиппи" - европейской молодёжи наводнившая буквально Индию в поисках райских мест. Прожигатели жизни. Глядя на них, создаётся впечатление, что перед нами не люди, а "семейка бледных поганок". Картина "Лейла и Меджнун" посвящена прекрасной возвышенной любви Меджнуна. Пастух Меджнун полюбил дочь царя, но царь только в том случае даёт согласие на брак, если Меджнун оросит безжизненную пустыню, построив по-всюду арыки. День и ночь, под палящим солнцем трудится Мед-жнун. Оживает пустыня, покрываясь оазисами. И вот уже последние метры и закончен труд…, но силы покидают Меджнуна и в смертный час в мареве палящего солнца он видит склонённую над ним свою возлюбленную Лейлу.
 Беседы С.Н.Р. в выставочных залах, на радио стали понемногу растапливать лёд непонимания и от-чуждения, связанный с именами Рерихов. О Рерихах за-говорили.
 В 1964 г. к 60-летию С.Н. Рериха в Киргизком Алатау два ледника были названы именами отца и сына.
 Хотя до 1974 года С.Н.Р. не приезжал на Роди-ну, но им ведётся обширная переписка со многими по-следователями Учения Живая Этика. Поддерживаются связи с научными и культурными учреждениями. Так в1965-66г им дарится 3 больших самоцвета музею Гор-ного института в Ленинграде из своей личной коллек-ции.

С.А. Клещевская,
п. Малиновое Озеро, Алтай.
(Окончание в № 36)


<<На главную <<№35
Hosted by uCoz