окончание, - "О древнейших связях славян и ариев", Н.В. Марьева;

"О древнейших связях славян и ариев". Н.В. Марьева, г. Бийск. РО "Беловодье"

Выступление на фестивале "Индия-Россия" у горы Синюха - авг. 2003г. (Окончание. Начало в №34)

 В славянских мифах с образом Индры (3) сближается упоминаемый в "Голубиной книге" зверь по имени Ин-дрик, который "всем зверям отец" и "прочищает все ключи неточные". Древнейшими персонажами славян является и пастух, защитник людей и стад, убивающий своим посохом змея-дракона, пожирающего свет. Из этого образа родился позднее герой света Егорий, вошедший в христианство под именем Георгия Победо-носца.
  В "Авесте" есть воспоминания о том, что родина арьев была некогда светлой прекрасной страной, но злой де-мон послал на неё холод и снег, которые стали поражать её ежегодно на 10 месяцев, солнце стало восходить лишь один раз, а сам год превратился в одну ночь и один день. По совету богов люди ушли оттуда навсегда.
  Перекликаются с "Авестой" и пронзительные строфы русского духовного стиха о светопреставлении:

Постигла нас тьма несветимая,
Солнце угаси светлая,
Свет свой не яви
На лицы земли,
Прежде вечера в часы дневные
Наступила нощь зело тёмная;
Луча измени естество своё,
Светлая луна во тьму преломится;
Звёзды на небеси
Свет свой упаси,
Земля и вода свой плод сократи;
Паде с небес сап горящий,
Пшеницу сломи несозрелую…
Перемени море естество своё…
Наступи зима зело лютая,
Уби виноград всезелёный…
  Когда именно случилась эта катастрофа на севре Евразии, установить точно пока не удаётся. Можно лишь косвенно судить по волнам миграций и оставленным ими археологическим следам.
  По всей видимости, именно индоязычная часть древ-ней общности ариев спускалась к югу параллельно (или вперемешку) с предками славян по землям Восточной Европы. Т.о. арьи пришли в Индию из Приполярья, сохранив в своих гимнах и сказаниях описания природы этих далёких от неё северных областей.
  Языком древне-арийского этноса и Вед является сан-скрит в своей древней форме. Как сказано ранее ближе всех к санскриту стоят славянские языки (прим. ред. - в латышском и литовском - до 40 и 70% санскритские, в русском - 30% корней). Сходными и даже общими в них являются не только сотни слов, но и многие грамматиче-ские категории, не свойственные другим языкам этой семьи.
  "Выявленные наукой замечательного свойства языка, изменяясь, оставаться самим собой - помогает раздви-нуть рамки познаваемой истории. Свидетельства языка неоценимы и в области изучения прошлого славян", - так пишет один из ведущих наших лингвистов О.Н. Тру-бачов. Язык сохраняет в себе слова, зарождавшиеся на заре человеческой речи, и несёт их сквозь века. В нём можно обнаружить отпечатки всего, что пережил народ за свою историю. Языковеды открывают порой такие факты, в которые трудно поверить, находят древнюю близость тех народов, которые история развела в разные стороны земли. Эти народы попали в разные климатиче-ские условия, стали вести совсем разные формы хозяйства, изменилась их внешность, и обычаи и вера, а их языки продолжают хранить память о далёком про-шлом, общие или сходные слова.
  Иногда эту память можно выявить лишь путём тща-тельных и сложных научных исследований, а иногда нужно только внимательно вглядываться и вслушивать-ся в современную речь, чтобы обнаружить эти сходные или общие слова.
  Индийский профессор Дурга Прасад Шастри говорил, находясь в России: "Вы все здесь разговариваете на ка-кой-то древней форме санскрита, и мне многое понятно без перевода". В своей статье он писал: "Если бы меня спросили, какие два языка мира более всего похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний: русский и санскрит… Когда я был в Москве, в гостинице мне дали ключи от комнаты 234 и сказали "двести тридцать четыре". В недоумении я не мог понять, стою ли я перед милой девушкой в Москве или нахожусь в Бенаресе или Удджайне в наш классический период где-то 2.000 лет назад. На санскрите 234 будет "dwishata tridasa chtwari". Возможно ли где-нибудь большее сходство?" И в за-ключение Шастри призывает: "Пришло время усилить изучение двух крупнейших ветвей индоевропейской семьи и открыть некоторые тёмные главы древней истории на благо всех народов".
  Надо отметить, что предок арийских языков, санскрит, продолжает в Индии играть роль "языка индийской культуры" - его изучают в колледжах и многих школах,
на нём проводятся диспуты, издают книги и даже газе-ты, журналы. К нему восходят 60-80% слов современ-ных языков Индии. По конституции Индии он признаёт-ся одним из официальных языков страны.
Примеры сходных слов - русских и санскрита:
1. Термины родства - зарождались в древнейший период формирования семьи и рода:
Матерь - матрь
Праматерь - праматрь
Сын - суну, суна
Сноха - снуша
Свояк - свака
Тата, тятя - тяти
Брат - бхратар
Деверь - девар
Зять - джата, джати
Жена - джани
2. Местоимения:
Самый - сама
Свой - сва
Твой - тва
Нас, наш, - нас
Вас, ваш - вас
Который - катара
Та, эта - та
Тот - тат
Этот, это - этат
Какой, кто - ка
То - то
3. Числительные:
Первый - пурва
Два, две, двое - два, дви, двая
Три - три
Третий, трое - трита, трая
Тройка - трика
Четыре, четверо - чатур, чатвар
4. Глаголы:
Плыть - плу
Переплыть - пераплу
Проплыть - праплу
Знять - джна
Прознать - праджна
Падать - пад
Отпадать - утпад
Отчалить - утчал
5. Существительные:
буран - бхурана
волна - валана
дверь - двар
день - дина
дыра - дара
мышка - мушика
огонь - агни
холодок -хладака, и т.д.
  В наших языках сохраняется многое, что не видно на "поверхности языка", но таится в его глубинах, сохранено в поговорках, неосознаваемых словосочета-ниях.
  "Трын-трава" - "трьна" в санскрите как раз и значит "трава".
  Говорим детям: "Бука придёт, тебя забодает", а слово "букка" - на санскрите - "коза".
  Слово "сарпа" - "змея" сохранилось в форме "сапа" - "тихой сапой".
  Восклицание "Ну!" (сейчас, скорее) будет также "ну".
  Но не только язык может свидетельствовать о родстве или сходстве культур, ведь к неизведанно древним эпо-хам восходят и верования людей, их представления о Вселенной, о силах, управляющих жизнью и смертью, о природе.
  Вместе с людьми по всем путям кочевий шли и их боги. Что общего или сходного можно найти в древнерусских и древнеиндийских богах? И можно ли вообще найти хоть что-то общее в чертах мифоло-гических представлений, в верованиях и обрядах? Есть основания думать, что можно.
  "Бог", "Небо", "Небеса". Это понятия, которые издревле воспринимались людьми во взаимной связи.
  "Бхага", "Набха", "Набхага" - те же слова на санскрите. С тем же значением и почти тем же звучанием.
  В науке высказывалось предположение, что и имя славянского бога Сварога сопоставимо с другим санскритским названием неба - "сварга".
  А имя славянского бога "Стрибога", которого считали богом ветра, атмосферных явлений и открытых про-странств, имеет корень "стри", означающий на сан-скрите "простирать", "распространять". От этого же корня с приставкой "пра" образуется в санскрите и слово "прастара", т.е. "простор" по-русски.
  О древнеарийском боге Индре и древнерусском див-ном звере Индрике уже упоминалось выше.
  Обратимся к праздникам.
  Переход весны в лето - это особенно яркая дата в календарях многих народов, но славяне и арии (в т.ч. современные) отмечают её в сходной манере.
  Этот древнейший праздник весны вошёл в христианст-во как Пасха, а с ним вошли и древнейшие ритуалы, призванные влиять, прежде всего, на плодородие, на размножение людей и скота, на цветение природы, которая к осени одарит людей урожаем.
  По давним убеждениям людей носителем и хранителем жизни является кровь. Красный цвет крови - цвет жизни. Наглядным примером первопоявления жизни выступает яйцо. А яйцо, окрашенное в красный цвет, должно служить сильнейшим заклинанием, укрепляю-щим силы жизни и взывающим к её возрождению. Как готовятся на наших землях к празднику Пасхи - извест-но всем. Прежде всего красят куриные яйца (преимуще-ственно в красный цвет) и в Светлый день дарят их друг другу с наилучшими пожеланиями.
  А в Индии тоже отмечают сходный праздник,
  Именуемый Холи. Это весёлый день Весны, в который без меры и счёта используют краски. И, прежде всего, красную. Но не куриные яйца окрашивают, а самих лю-дей.
  Много сходных моментов можно обнаружить в на-родном искусстве.
  Повсюду у нас в стране на выставках и на базарах показывают и продают глиняные фигурки и игрушки. И мало что менялось в облике и раскраске этих фигурок с незапамятных времён, о чём говорят материалы археологических раскопок.
  И в Индии мы можем встретить точно такие же глиня-ные фигурки (рис. 3). А т.к. в Индии из-за кастового строя профессия нерушимо передаётся из поколения в поколение, то можно предположить, что фигурки при-шли из той эпохи, когда древние арии жили бок о бок с предками славян.
  Неоднократно уже публиковались данные о сходстве мотивов вышивки, издревле повторяемых при изготов-лении одежды, орнаментов, встречающихся в ювелир-ных украшениях, в резном деревянном убранстве домов, в росписи посуды (рис. 4, 5).
  Н.Р. Гусевой, автору книги "Индия в зеркале веков", в Институте ведической культуры в г. Пуне показали ве-щи, которые сотрудники воспроизводят по описаниям, сохранившимся в Ведах. Она пишет: "Я увидела дере-вянные ложки, ковши и поварёшки, которые ничем не отличаются от наших, известных каждому русскому че-ловеку. Индийцы только никак не могли понять, зачем на конце ручек и поварёшек делается крючок, и когда я повесила эту ложку на верёвку, как в наших деревнях, они вздохнули с облегчением".
  Большой интерес представляют также некоторые приёмы и установления народной медицины русских и индийцев. Все знают сейчас о "чакрах" и "асанах". Но до самого недавнего времени мало кто знал о том, что с этими представлениями сближаются те знания о роли нервных сплетений, которые издавна известны русским знахарям. В статье "Русская лествица" ("лествица" - означает ступени развития, духовного роста человека) автор А. Андреев рассказывает о своём знакомстве с деятельностью знахарей Владимирской области и с их учением о строении человеческого тела. Он отыскал в старых русских лубках изображение "офени" -коробейника, на теле которого обозначены русские "ча-кры", имеющие свои особенные названия и почти сов-падающие по своему расположению с чакрами йогиче-ской системы (рис. 6).
  Шли столетия, и постепенно арьи в Индии забывали многое, что было связано с древнейшими областями их жизни. И только "преданья старины глубокой", тради-ционные поверья и суеверия сохраняют в народной па-мяти, смешиваясь с новыми формами мировосприятия. Именно эти древние черты, дошедшие до сегодняшних дней, и дают исследователям возможность вскрыть глу-бинные пласты и выявить архаичные связи между далёкими предками индоевропейских народов.
По материалам книг:
Н.Р. Гусева "Индия в зеркале веков",
и В.Н. Дёмин "Тайны русского народа".
ПРИМЕЧАНИЯ РЕД.:
(3) -Индра и Индрик: Как ранее отмечалось на стр. вестника ( по: "Разоблачённая Изида",и "Т.Д." ЕПБл.)- бог Индра соответствует зодиаку Водолей. Также - он соответствует 5-му принципу - Высший Манас, который обуреваем снизу страстями 4-го принципа - Камы-Манаса и должен восходить к 6-му - Буддхи. .И в этой борьбе Бог Индра уже неоднократно не был духовно успешен. Поэтому, очевид-но, что ныне на России лежит задача взойти в духе к 6-принципу, дабы дать начало 6-й Расе… (Индрик - напоминание в легендах о нашей высшей духовной задаче).

<<На главную <<№35
Hosted by uCoz