С. Клещевская, "Учение Калачакры - Учение Огня";

Учение Калачакры - Учение Огня (Окончание. Начало в №32)


 При приближении к такой точке потенции "ла" постепенно возрастают, а в самой точке они дос-тигают своей кульминации, затем затухают, чтобы на-чать увеличиваться при приближении к очередной точке. Эти точки называются определёнными тибет-скими слогами и привязаны к тому или иному дню лунного месяца. Таким образом, полный циркулярный цикл "жизненных сущностей" длится 30 дней, начина-ясь с первого и кончаясь тридцатым числом каждого лунного месяца.
 И иное время - время прохождение ученика по пути духовного преображения под руководством учи-теля.
  Традиционные буддийские трактаты совету-ют выбирать учителя с осторожностью, используя в качестве орудия здравый смысл и мудрость, а не пола-гаться лишь на слепую веру. Более того, советуется относиться к учителю с почтением и верой, но это должно происходить на основе здравого смысла, а ес-ли наставления нашего учителя противоречат тому, что вы знаете из дхармы, следует почтительно и веж-ливо высказать свои сомнения, а не просто безумно уступать. Как указывал блистательный индийский мастер Нагарджуна, вера всегда должна руководство-ваться разумом и мудростью. А, выбрав учителя, слушать его с сознанием свободным от трёх недостат-ков, уподобляемых трём сосудам: перевёрнутому со-суду, сосуду, наполненному ядом, и сосуду с дырявым дном.
 Позволять уму блуждать по внешним объектам во время получения Дхармы подобно нали-ванию воды в перевёрнутый сосуд. Слушать Дхарму с нечистыми мыслями, такими как выискивание недос-татков в учителе, надменность и гордость, мысли о получении преходящего счастья или мирской ок-культной силы посредством неправильного примене-ния учения и т.п., подобно наливанию воды в сосуд с ядом. Наконец, если ученик обладает внимательно-стью и творческим побуждением, но не пытается сле-довать тому, что он выучил, то это подобно наливанию воды в сосуд с дырявым дном.
 Для постижения Учения Калачакры в Индии и Тибете существовали школы с 3- 4 летним сроком обу-чения. Монахи, обучавшиеся в них, отличаются аскетическим образом жизни и суровостью послуша-ния. Адепты Калачакры должны были овладеть всеми сложностями индийской астрономии и астрологии и получить основательные знания санскрита. Необходи-мость познания астрономии и астрологии обуславли-валась тем, что линейное время существует только на Земле, в нашей земной жизни. В Мирах Тонком и Ог-ненном определением времени будут служить "знаки астрологические, но и они определяются иными мето-дами, ибо химизм Светил будет преломляться иначе, когда Агни торжествует. Но нам трудно отсюда пред-ставить условия Миров высших. Конечно, Астральный Свет утверждается по слоям атмосферы, некоторые слои Тонкого Мира пребывают в сумерках, ибо свет их жителей слабый". МО-1,шл 615.
 Ю.Н.Рерих впервые об Учении Кала-чакра упоминает в своих дневниковых записях во вре-мя транс - гималайской экспедиции, когда он вместе со своими родителями посещал монастыри Монголии. Храм Астрологов или Калачакры, является самым важным образовательным центром и содержится в большой святости и поэтому вход туда посетителям запрещен, но Рерихам он был предоставлен. В своих записях Ю.Н.Рерих описывает убранство храма, танки, развешанные в храме с изображением Шамбалы, Ка-лачакры, правителя Шамбалы Ригден Джапо, свитки с изображением Мандалы.
 Мандала - графическое изображение Калача-кры, имеющее форму круга или диска, на котором символически изображены аспекты учения Калачакра. В йогах Калачакры используется широкое разнообра-зие мандал. Исконная Калачакра-тантра повествует о мандале чудесных движущихся звёзд, содержащей 1620 божеств. В Сокровенной Калачакра-тантре го-ворится о 722 божествах в мандалах тела, речи и разу-ма или символизирующие различные проявления соз-нания и действительности. Есть мандалы с 36, 32, 25, 23, 19, 13 и 9 божеств. Естественно понимание или чтение мандалы подобно чтению или изучению Кала-чакры и содержит знания от космогонии до психоло-гии. В последующем Ю.Н.Рерихом была издана работа "К изучению Калачакры" и переведен один из важ-нейших источников по истории Калачакры "Голубые Анналы" В этом историческом труде, который был написан в 1478г. имеется целый раздел, посвященный истории распространения доктрины Калачакра вплоть до ХУ века.
 Для постижения Учения Калачакра в Индии и Тибете подбирались ученики, обладающие следующим: "ученик должен контролировать своё те-ло, речь, ум. Он должен быть интелегентным, терпели-вым и не находится в заблуждениях. Он должен знать мантры и тантры. Понимать действительность и быть компетентным в составлении и объяснении текстов". Только тот ученик добьется успехов в учении, кто аль-труистичен в стремлении к высшему просветлению, и при этом о других заботится больше, чем о себе.
 Учение Калачакра помимо огромных знаний от космогонии до психологии и содержания знаний о времени в его 3-х гранном аспекте, (внешнем, внутреннем и ином) говорит и о движении времени, которое криволинейно и образует в пространстве спи-раль. Согласно буддизму ваджраяны, пространство создаётся движением, одновременно порождающим и его кривизну. Это движение является криволинейным, концентрическим, образующим бесконечную спираль. Таким образом, и вселенную мы можем представить в виде огромной спирали или сложнейшей многочис-ленной мандалы иллюстрирующей взаимодействие и совоположение духовных и космических сил. При этом каждая пространственная мандала есть символ множества миров, форм жизни и сознаний. А кривиз-на этой связи означает движение, обладающее как по-стоянством - движение вечно, так и изменением, т.е. ритмом. Такое движение содержит элементы вечности и быстротечности, тоже ощущаемое как время.
 Каждую мандалу можно представить в виде эпохи, оставляющей свои отпечатки в Вечности. При этом, каждая последующая мандала, не повторяет пре-дыдущей, ибо к ней присоединяются новые энергии и новые решения. В настоящее время на смену уходя-щему циклу идёт самое огненное и самое великое раз-рушение и строительство. Пространство насыщается огненными энергиями для переустройства.
 Время первой проповеди Калачакры тибетская хронологическая традиция относит к 878г. до Н.Э.(год Воды-Овцы) в полнолуние на границе месяцев март-апрель и связывает с именем Будды Шакьямуни.
 Будда проповедовал Учение Калача-кра в полном согласии с предрасположенности психи-ки и качествами практикующих. Говорят, что обычных учеников он обучал путям Шравакаяны и Пратьека-буддхаяны, то есть путям Слушающих и Одиноких Мудрецов; практикующих с более обширной кармиче-ской предрасположенностью он обучал Бодхисаттвая-не, или общей Махаяне. Наконец, для немногих самых талантливых он раскрыл Татраяну, известную также как Ваджраяна. При этом он представал в различных формах, иногда в виде монаха, иногда как тантриче-ское божество, чтобы обучать трём низшим из четырёх классов тантры. Затем, в обликах различных божеств мандалы, воплощающих неразделимое единство мето-да и мудрости, он обучал высшим йогическим практи-кам.
 В Тибете первым проповедником Калачакры был Соманатха, который в 1027 году ((год Огня-Зайца), когда по преданию в Шамбале на престол вступил кулика - император по имени Сурья) ввёл 60-летний цикл, которым сейчас пользуются во всём ми-ре.
 Шестидесятилетний цикл (рабчжун -тиб.) представляет собой пятикратное повторение двенадца-тилетнего цикла, символически названного именами животных, поочерёдно сочетающимися с пятью сти-хиями-первоэлементами (огонь, земля, железо, вода, дерево) при этом Заяц, Бык, Кабан, Курица, Овца, Змей - сочетаются всегда только с женским аспектом каждого из "пяти элементов. А шесть других: Дракон, Тигр, Мышь, Собака, Обезьяна, Конь - только с муж-скими. Причём, если чередование 12 циклических жи-вотных можно рассматривать как временный аспект Космоса, то "пять первоэлементов" оттеняют его ди-намическую пространственную основу, тесно связан-ную с пятью главными планетами солнечной системы; Юпитером - дерево, Марсом - огонь, Сатурном - земля, Венерой - железо и Меркурий - вода. Помимо этого, в китайской системе мира "пяти первоэлементов" и пяти планетам соответствую пять традиционных цветов - зелёный, красный, желтый, белый и черный, а
 также пять музыкальных тонов - chio, chin, kung, shang, yu, создающих, своего рода, пифагорийскую гармонию Космоса. К ним присоединяются также "пять постоянств или "универсальных добродете-лей":1)гуманность, 2)справедливость, 3)благородство, 4)искренность, 5) мудрость, которые в совокупности образуют то, что можно назвать "этическим каркасом" данной структуры мира. Это отвечает общим принци-пам средневековой концепции мироздания, где чело-век и вселенная никогда не рассматривались изолиро-ванно друг от друга, и где моральное состояние мира находило неизбежное отражение в Космосе.
 Тибетский календарь исчисляется в следую-щей последовательности. Заяц,(1027г), Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Птица, Собака, Свинья, Мышь, Бык, Тигр. Двенадцатиричная система этого зодиакального круга своим появлением обязана двена-дцатилетнему периоду обращения Юпитера по эклиптическому поясу, который был разделён на 12 равных отрезков-"домов" того или иного животного. Другими словами, название года определялось местонахождением Юпитера в том или ином секторе зодиакального круга эклиптики. Так 2003 приходится на год Воды-Овцы (Козы). Чтобы сохранить наряду с цикличностью, линейный порядок времени, тибетцы дополнительно дают каждому циклу в 60 лет порядковый номер. Так, начиная с 1027г., в Тибете прошло 15 таких циклов ( рабчжунов) и в настоящее время идёт 16 цикл.
С.А. Клещевская. Алтайский кр.
 Используемая литература:
 -"К изучению Калачакры", Ю.Н.Рерих.
 -"Калачакра , пространство и время в тибетском буд-дизме", В.С.Дылыкова-Парфионович.
 -"Практика Калачакры", Гленн Муллин.
 -""Колесо времени" в циклической хронологии Азии", А.Н.Зелинский.

<<На главную <<№33
Hosted by uCoz