Москва рериховская, буддийский храм в Ленинграде;

Москва Рериховская. Путевые заметки.


 С 23 сентября по 6 ноября (половина ред. осталась ещё до 14 декабря) редакция вестника по делам навещала Подмосковье, и, разумеется, столицу России. Конечно, побывали во всех Рериховских центрах, посетили музеи и театры, выставочные залы. Ведь 7 лет не были в Центре. Впечатлений много. И чисто социальные перемены, и общественные и духовные сдвиги весьма заметны. Также была совершена туристическая поездка в Ленинград, где удалось посетить знаменитый буддийский храм и побывать в театре.
  Коротко расскажем о наиболее впечатляющих встречах.

  Октябрь 2003.Семь лет спустя - встреча с Москвой, "МЦР" и памятником великим РЕРИХАМ - установлен в октябре 1999 - в день 125-летия Н.К. Рериха и год 120-летия Е.И.
  Очевидцы рассказывают, что когда рабочие запаивали урны с прахом Н.К. и Е.И.,, то они засветились! Это сви-детельство самих рабочих.

 "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР РЕРИХА"
  Редакция вестника неоднократно посещала здание Музея, побывала на одном из концертов, организуемых в "МЦР" - куда специально приглашают музыкантов и вокалистов, имела весьма важные (и долженствующие иметь большое значение для будущего) неофициальные встречи с официальными представителями "МЦР".
  Сначала скажем главное - достигнута принципиальная до-говоренность о сотрудничестве в рамках летнего фестиваля 2004 года под Бийском между алтайцами и "МЦР". Было заявлено, что мы, как представители Алтая, стремимся только к сотрудничеству и ищем его, не взирая на принадлежности к каким-то группировкам. Наше мнение, что во многих спорах в РД уже нет истинно правых и виноватых и поэтому стоит от выяснений перейти к созиданию со всеми, кто готов к этому. Надо с большим удовлетворением отметить, что "МЦР" относится к этому с пониманием. На этой базе, видимо, развернётся сотрудничество Алтая с соседними регионами.
 Со своей стороны нам было рассказано об огромной работе, проводимой "МЦР" в стране и мире.
  За прошедшие 7 лет "МЦР" окончательно встал на ноги - развёрнуты помещения Музея в здании дома Лопухи-на,.Экспозиции исполнены на высоком уровне, также попол-нился список полотен Н.К.Р. и С.Н.Р. Кроме картин - карты Трансгималайского путешествия, путешествия 1934-35гг. по Манчжурии, красочная - очень впечатляет - объёмная карта Евразии, масса вещественных экспонатов, включая драгоцен-ные личные вещи и предметы самих Рерихов. Широк выбор литературы и иных предметов (видеокассеты, компакт-диски, камни, благовония, восточная бижутерия и пр.) в книжном магазине "МЦР".
  Общее впечатление от Музея - прекрасно! Всё на очень вы-соком профессиональном уровне, чего, порой, так не хватает нам на местах, с нашими небольшими возможностями. "МЦР" одним своим видом достойно представляет имена и дела Рери-хов - как на уровне СНГ, так и в мире.

  Тёплая встреча в Музее народов Востока. Заведующая каби-нетом Рериха - Ольга Владимировна Румянцева (в центре).
 Рериховской комнате - 25 лет, Музею уже 85 лет.

  Когда уходили из книжного отдела "МЦР" в последнем по-сещении, то сначала увидели входящего туда "нашего общего православного друга" диакона Кураева - нашего "прижигателя Христова" и фактически "проверяющего на верность Уч. Ж.Эт." (в сопровождении телохранителя, - на всякий случай?). А уже у метро "Кропоткинская" услышали раскатистый, пе-реливающийся и мелодичный колокольный перезвон, доно-сящийся от недалеко расположенного от "МЦР" (восстановленного заново) храма Христа Спасителя… Такие противоположения - с одной стороны фактически бес в монашеской рясе, а с другой - красота звуков и цветов Православия… Убеждены - Великое Время уберёт первых и сохранит второе.
  Но - от себя, конечно, нынешний Храм Христа Спасителя уже не имеет той настоящей церковной ауры, которой обла-дают старые московские храмы… Это красочный музей со-временного иконописного искусства, не больше. Но как принцип - вместо позорного бассейна "Москва" (много деся-тилетий он был на месте взорванного Храма в 1931г.) - лучше восстановленный храм - принимается.
  Несколько слов о музыкальном вечере в помещении Музея. Возобновлена очень приятная традиция наших старинных рус-ских камерных встреч артистов и публики. Классическая му-зыка, романсы, - искренняя радость, что именно в "МЦР" красота звуков и гармония песен… А слушать приходят с детьми, что очень важно.
  Было приятно встретить ветерана С.Калёнкова и молодого сотрудника Д. Ревякина, которые привозили выставки "МЦР" в Рубцовск в 2000 и 2003гг.
 "МУЗЕЙ НАРОДОВ ВОСТОКА"
  Несколько раз был посещён знаменитый Музей народов Вос-тока. С удивлением узнали, что теперь сменено название ули-цы (по всей Москве "демократы" поспешают утвердить своё "владычество" - возвращением к царскому прошлому!) и это теперь не Суворовский бульвар, а нечто "старинное", - Никит-ский, но не так гордо звучащее…
  Имели место тёплые беседы с ветераном Рериховского дви-жения - Ольгой Владимировной Румянцевой. Она поведала о буднях и радостях Музея, о работе Рериховского кабинета. В частности - о буднях - О.В. рассказала, что в конце прошлого года в Музее была большая контрольная комиссия по проверке содержания картин Рерихов. По итогам проверки комиссия вынесла положительное заключение. Также интересно, что всего картин Рерихов в Музее 282, а не 288, что подтверждает-ся всеми документами. Никаких претензий комиссия по со-держанию полотен и с юридической точки зрения не высказа-ла.
  В Музей народов Востока из Ленинграда приехал трудиться уже известный учёный-востоковед В.А. Росов (издатель вест-ника "Ариаварта" и ряда трудов о деятельности Рерихов; ре-дакция "Святогора" оставляет за собой право не разделять полностью его взгляды, но с интересом следит за его изыска-ниями, которые ведутся с помощью Нью-Йорского музея им. Н.К. Рериха и лично Даниэля Энтина). Будем надеяться, что это усилит научную базу Музея.
  Помимо этого - в конце октября Музей народов Востока от-мечал своё 85-летие. Были выставлены шедевры восточных ремёсел, искусства, предметы быта. Со всех концов страны в Музей съезжались школьники, которых сопровождали неиз-менно вежливые (очень терпеливые!) и квалифицированные экскурсоводы. Редакция вестника с удовольствием сопроводи-ла несколько таких детских экскурсий, послушав интересные рассказы о нравах, обычаях и культуре таинственных Китая и Японии.
  С большим удовольствием мы снова и снова походили по Рериховским залам, полюбовались картинами, подаренными Музею Кэтрин Кемпбелл-Стиббе (подарены, кстати, по прось-бе С.Н. Рериха, - см. П.Ф. Беликов, "Непрерывное восхожде-ние"), осмотрели экспонаты Рериховского кабинета. Нако-нец-то удалось что-то сфотографировать на память.
  Снова о переменах в сторону удорожания жизни - в здании Музея шла 3-х дневная конференция по астрологии, съехались разные зарубежные знаменитости и наши - Зараев, Левин и др. Цена за 3 дня прослушивания - 50 долларов США (т.е. "всего 1.500 руб."). Для сравнения - в 1990г. редактор вестника был на аналогичных лекциях с участием западных "светил", цена была так мала, что он и не помнит, что это было бы накладно.
  На будущий год планируется большой всероссийский Рери-ховский праздник на Октябрьские дни - 100-летие со дня рож-дения С.Н. Рериха, 130-летие со дня рождения Н.К. Рериха.
2 октября - за день до 10- летия журналу "ДЕЛЬФИС" - выпущено 35 номеров. Встреча в редакции друзей и коллег - гости с Алтая, редакция "СВЯТОГОР" - стоят первый и вторая слева. Сидят - слева напра-во: М.Ф. Дроздова-Черноволенко, гостья из Израиля - А. Сикорская, гл. ред. "ДЕЛЬФИСА" Н.А. Тоотс, Е.М. Велично. Прекрасным фо-ном сзади - картины русских монастырей - работы художника Надёжина В.В., также члена редакции.

 ЖУРНАЛ "ДЕЛЬФИС"
  Не менее интересной была встреча с коллегами, пишущими на духовную тематику - в самом историческом центре Моск-вы, на стыке улиц Маросейка и Покровка.
  Как раз журналу "Дельфис", неизменно возглавляемому На-тальей Александровной Тоотс, исполнилось 3 октября ровно 10 лет. При нас шло обсуждение очередного 35-го номера. Очень жаль, что Градислава Боброва, сотрудник журнала, побывав-шая на нашем фестивале на Алтае, в это время была занята в другом месте!
  На нашей небольшой встрече была и гостья из Израиля Александра Сикорская, из Тель-Авива. Она оказалась дальней родственницей того самого знаменитого авиаконструктора из России (Сикорский создал самолёт "Илья Муромец"), который после Революции эмигрировал в США и создал там вертолёто-строение. Оказывается, его родственников, оставшихся в Со-ветской России весьма энергично преследовало ОГПУ… Она сказала, что духовные книги в России стоят в 10 раз дешевле, чем в Израиле и Европе, поэтому они всегда набирают их здесь побольше, чтобы облегчить наполнение личных библиотек .Чтобы было ясно - книги ныне у нас стоят по 100-500 руб., то и соответственно они бы стоили там 1.000-5.000 руб.
  Редакция поинтересовалась, как они в Израиле переносят теракты палестинцев? Стоит ли проливать столько крови за эти клочки земли, не проще ли оттуда уехать, ведь у вас много для этого возможностей? Оказалось, что настроение израильтян - как ни странно - победное, они убеждены, что это их земля и они будут её защищать до последнего. Живут с оружием, спят с оружием и ходят на службу с оружием. И уже так свыклись, что другой жизни себе не мыслят… Ну, что же - видимо такова карма этих двух народов, "у каждого свой путь" - и в этом случае это условие подходит.
  Вот уже 30 лет нет с нами художника из знаменитой группы "Амаравелла". Вдова художника - Мария Филипповна Дроз-дова-Черноволенко любезно ответила на вопрос редакции вестника о сути новаторства трудов её супруга. (не дословно) Ответ был таким (не дословно): цвет несёт в себе и звук; конечно свет, цвет и звук по отдельности не выделяются, но единство мира доказано и в великом и в малом, и это он пытался выражать на картинах. Он удивлял всех своим умени-ем импровизировать на рояле, создавал прекрасные мелодии, не зная нотной грамоты (!). М.Ф. работает над трудом о творчестве художника и помогает в организации выставок его работ.
  Председатель группы "Амаравелла" - Б.А. Смирнов-Русецкий в далёком 1926 встречался с Рерихами в Москве, позже почти все члены группы отсидели за это в ГУЛАГе, также Б.А. встречался с Ю.Н. и С.Н. и много лет возглавлял Моск. РО. Его стиль был следующим - он специально работал с каталогами астрономических атласов и на полотнах рисовал звёзды и созвездия. После кончины Б.А. Московское РО возглавил А. Фетисов - именно его усилиями в Третьяковской галерее был открыт отдельный зал Н.К. Рериха.
  Конечно, журналу непросто выживать в самом центре сто-лицы, учитывая, что в Москве лишь две Рериховские органи-зации имеют официальный статус - "МЦР" и "Дельфис". Постоянно растущие цены на типо-графские услуги, налоги за аренду площадей и пр. Но год за годом журнал находит выход изо всех ситуаций и выходит в свет, радуя читателей совершенно необычной научной темати-кой, показывая одухотворение науки и давая массу иной по-лезной информации о происходящем во всём духовном мире. При этом "Дельфис" придерживается позиции нейтралитета ко всем РО страны и мира, полагая, что разногласия преходя-щи, а созидание - вечно.
  За 7 лет много воды утекло - умер молодым известный ре-риховец, канд. наук, интересный актёр и сотрудник журнала - Пётр Фёдоров, умер пожилым ветеран РД Юлий Долгин, кто-то ушёл, а кто-то и уехал в Новую Зеландию…(Кстати, и из "МЦР" известная деятель эмигрировала в Германию). Иные времена, иные возможности, мы теперь - "открытая страна"…
  Журнал "Дельфис" активно сотрудничает с обществом "Бе-ловодье" (рук. С.Ключников), и издательством "Сфера" (рук.. Д. Попов), и Московским РО (рук. А. Фетисов).
  Сообщили участникам встречи о нашем фестивале у горы Синюха и пригласили их на следующий год под Бийск.
 ОБЩЕСТВЕННО-СОЦИАЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
  О Москве и Подмосковье - "внешние впечатления", по-скольку они увидены "свежим глазом". Бросилось в глаза оби-лие рекламы на английском. Стало ещё больше автомашин, что прибавило "пробок" на дорогах и смога. В метро стало душно и пыльно - хуже работает вентиляция. Непрерывно объявляют об опасности терактов. Рекламы стало заметно больше. Резко выросла компьютеризация населения. У очень и очень многих мобильные телефоны, по которым, кстати, ве-дутся, в общем-то, бесцельные переговоры в транспорте и до-ма. Вообще - московская "деловая" суета осталась, измени-лось наполнение её. Цены почти всюду обсуждаются в Москве в долларах США. Народ к режиму лоялен, ибо уровень жизни примерно в 10-20 раз в среднем в столице выше, нежели , на-пример, на Алтае. Дороговизна так велика, что мы практически мгновенно - за 1,5 месяца - истратили там деньги, которые примерно год копили на Алтае - именно для этой поездки.
  Простой поход в театр - 400р. билет (!), театр Вахтангова "Пизанская башня" (игра прекрасная - о том, что семья подоб-на этой башне и поэтому никогда не упадёт). В Питере повезло - всего за 110р. сходили на замечательную пьесу "Мой вишнё-вый садик". на Невском - в театр им. Акимова (видимо и уро-вень цен в Москве и "северной столице" разнится!). Пьеса - современное подражание Чехову - "Вишнёвый сад", но с криминальным оттенком. Нас "успокоили", что цены на Пуга-чёву, Киркорова, Баскова - до 1.500, а приезд западных "звёзд" типа Лучано Поваротти и Ко - до 5 тыс. руб. за би-лет…
  (Для сравнения - квартира в ближнем Подмосковье стоит более чем в 2 раза дороже чем в Барнауле. В более чем в 10 раз, чем в нашей глубинке Алтая. Соответственно в столице всё это умножается ещё на 3-5 -таков "коэффициент столич-ности"… В самом центре Москвы сумма вырастает до астро-номических млн. долл. США.
"Дацан Гунзечойнэй" - "место распространения святого Учения Будды, сострадающего всем" (по тибетски) в Санкт-Петербурге. Или - Буддийский Храм. Открыт в 1913г., с 1937 по 1990 был закрыт, ныне - заново возвра-щён буддистам.

  Ну, а на Алтае 1.700 руб. в месяц - это прожиточный минимум. Чтоб было понятнее - для чего все сравнения.
  Так выглядит удачное сравнение, данное одним юмористом: между Москвой и остальной РФ - "москвичи относятся к рос-сиянам так же, как американцы к остальному миру" - и не уди-вительно - 80% денег вращается в "первопрестольной" (при её населении равном 7-8% населения РФ) - вот и "плоды демо-кратии", они же "гнилые плоды перестройки" и "итог всех чаяний народа от победы зрелой демократии".
  Наш бывший родной город Железнодорожный - в 10 км от Москвы, 100 тыс. населения, Балашихинский район. Мы его, выйдя из поезда, туманным, моросящим осенним утром конца сентября - не узнали. Новостройки, потоки автомашин, рекла-ма и пр. яркая мишура "большого города". Но - и мусор во-круг домов (забиты все мусоропроводы, крыс полно - прямо картинка из "западной жизни"), т.к. мало платят работникам ЖКХ, и почта плохо работает, т.к. и им мало платят (всего 2 тыс. р. в месяц, при прожиточном минимуме - 3 тыс. р.), и соответственно эти места просто пустуют. Контраст между внешней роскошью и грязью, конечно, показателен и далеко не в пользу нового.
  Отвратительное впечатление в столице и Подмосковье про-изводят массы "нуворишей" с Кавказа и даже из Средней Азии, буквально оккупировавшие все рынки и создавшие мас-су торговых точек. К сожалению, эти люди сами создают к себе неприязнь крайне вызывающим поведением. Они даже не стремятся скрывать своё презрение к приютившему их народу. Благородство и благодарность никогда не были ведущими добродетелями таких лиц. По Москве бродят уже многочис-ленными группами "чёрные дети", которые говорят не по-русски, а "гыр-гыр", как определяет это наше население… Только в подъезде нашего бывшего дома в Подмосковном го-роде уже несколько квартир скуплено этими людьми. На-растает антагонизм между приехавшими, незаконно про-живающими "чёрными людьми" и русским народом, который не владеет такими деньгами, при этом всем ясно, что их деньги и влияние добыты исключительно незаконным путём. Практически полностью они живут, - или подделав документы, или подкупив милицию, или администрацию …
  На местном кладбище были потрясены огромными и рос-кошными памятниками на могилах "цыганских баронов" - это даже не памятники, а целые дома из мрамора, отделанные позолотой! Как будто это космонавты или академики… Всем , однако, известно, что "слава" их строится в основном на наркобизнесе…
  По всему видно, что всё ближе осуществление пророчества Сергия Радонежского, основанного на Видении Владычицы (Матери Мира), где предрекается проклятье неблагодарным инородцам от русского народа… (раздел "Видение Владычицы", "Криптограммы Востока"). .. В метро видели патриотические листовки, где призывалось к борьбе с "нацменами-пришельцами" и указывалось , что в столице ныне осталось всего 40% русских (!). Вообще-то на фоне внешних угроз со стороны "мирового сообщества", НА-ТО и США, а на Востоке - Китая, внутри - войны в Чечне, с учётом распада власти в России, захватом наших богатств и промышленности в руки олигархами (переводящими доходы за границу, и продающим наши богатства заграничным "инве-сторам" - за бесценок) - всё смотрится с каждым годом всё зловещее. И, тем не менее - в призрачном, виртуальном "фантиковом раю" существует, точнее - в огромном болоте зловония разло-жения духа человеческого (корысть и разврат, с приправой насилия, при этом искренне полагающих, что "пришло их вре-мя" - чем не образчики падения?) - в нём выжила, как родник чистой воды - великая русская Культура, нашей великой сто-лицы. И немеркнущие, а всё более разгорающиеся, очаги на-шей, рериховской духовности, что мы с радостью и отмечаем.

Ленинград. Буддийский храм.

В вестибюле Храма экскурсовод кратко рас-сказывает историю создания и жизни Обите-ли, предупреждает, что в Храме необходимо снимать обувь и ни в коем случае не поворачи-ваться спиной к статуе Будды. Таков канон, который соблюдается неукоснительно.
  19 октября редакция побывала в "Северной столице", "граде Петра", "колыбели Октябрьской революции", "несломленном блокадой Ленинграде", в нашей "северной Пальмире" и "русской Венеции" - как много за 300-летнюю историю успело свершиться в этом красивейшем городе России! Его успели за это время трижды переименовать!
  Учитывая ограниченность времени , мы избрали центром посещения знаменитый Буддийский монастырь, в создании которого, наряду со знаменитыми буддологами - Ольденбур-гом и Щербатским, также участвовали академик Радлов, князь Э.Ухтомский, востоковеды Котвич и Руднев, художник Шней-дер, архитектор Барановский, и участвовал Николай Рерих. Душой дела был лама Агван Доржиев,
  Прекрасный осенний день, видимо из любимых Пушкиным ("унылая пора, очей очарованье") - истинная "золотая осень" - на набережной Невы, у Старой Деревни (кстати, невдалеке знаменитая Чёрная речка, где был смертельно ранен наш вели-кий поэт), стоит этот единственный в Европе буддийский храм. Он построен строго по канону - т.е. внешне это просто башня с колоннами, без особых архитектурных изысков, но такова традиция буддизма - аскетичность внешняя подчёрки-вает разноцветную Майю жизни. Как бы внешнее, временное, не довлеет над внутренним, вечным - в Храме огромная статуя Будды (сильно была повреждена в годы надругательства над Храмом) и небольшая статуя Майтрейи - Будды Грядущего.
  Кстати, также очень строго смотрится и знаменитая Потала - дворец Далай-Лам, возведённый в ХУ1 веке великим Далай Ламой У-м. А посмотрим на великие средоточия духа - монастыри Тибета, так любовно воспетые на светящихся полотнах "певцом гор" - Н.К.- как сурово красивы они, забравшиеся высоко-высоко в холодные, снежные и сверкающие Гималаи .(Кстати, перевод слова "Гималаи, т.е. "Хима-Алайя" - "снежное сверкание", само слово русское "зима" восходит к санскритскому "Хима"; в Уч. Ж.Эт. не случайно многажды подчёркивается целительное воздействие холода).
Молитвенный зал С-Пб- буддийского храма. Фото 1916 года. Ныне храм выглядит более скромно, но ежедневно в нём ведутся "молитвы во благо всего живого" - на тибетском. Напевно-гортанно. Приходят десятки людей.

  Храм снова стал действующим сравнительно недавно. Вернули статую Будды, искалеченную в "годы инквизиции". Т.е. после 1937, когда Храм закрыли, все вещи вывезли в Казан-ский собор, ставший "Музеем антирелигиозной пропаганды", а самому Будде зачем-то оторвали вандальски голо-ву…Восстановили её буддисты в Юго-Восточной Азии, о чём с благодарностью вспоминают работники Храма. Попутно был арестован весь состав монахов, многие погибли и в том числе умер в застенке ВЧК и сам основатель Храма - Агван Доржи-ев, который в своё время немало сделал для сближения Буд-дийского мира и Царской России. Самих русских царей счита-ли Белыми Тарами - за покровительство буддизму… Интерес-но, что в годы Великой Отечественной войны в здании Храма располагалась радиостанция Ленинградского фронта, и куда не упала ни одна фашистская бомба. Буддийские монахи объяс-няют это святостью места, которое защищало наш радиоцентр. Кстати, в годы ВОВ были ещё и др. исключительные случаи, когда бомбы не могли попасть на территории Русских Мона-стырей…
  Из любопытных кармических связей отметим, что внучатая племянница Агвана Доржиева - Вилена Санджеевна Дылыко-ва-Парфионович была тем человеком, который стоически (и фактически за бесплатно) издал огромнейший посмертный той, кому С.Н. Рерих доверил восстановление учёного кабине-та Ю.Н. Рериха в Институте Востоковедения (!). Как тесно переплетаются тибето-бурято-Рериховские связи.
  Любопытно, что когда вошли в Храм, то ощутили в груди прилив тепла, когда заговорили речитативом молитву (а ведь ни слова было не понятно), то это ощущение усилилось.
  Если уместно сравнивать, то в Русском Православии ныне сохранился важнейший момент, которого нет в др. религиях - чудотворные иконы. Но общее впечатление от Буддийского Храма было похожим на ощущения от Христианских и Му-сульманских святынь. Как мудро заметил в своё время Рамак-ришна - во всех храмах и религиях мира молятся Одному и тому же Богу!
 От редакции.

<<На главную <<№33
Hosted by uCoz