Е.Долгова, " Из истории русско-индийских отношений"

"Из истории русско-индийских отношений" Доклад подготовила Долгова Е.В., р-п Нововаршавка, Омская область. (Фестиваль у горы Синюха, Алтай, август 2003 года.)

Бюст трехликого Шива Махадева в скальном храме на острове Элефанта. Фрагмент.
  История русско-индийских отношений уходит в глубь веков. Это увлекательнейшая летопись, многие страницы которой ещё далеко не раскрыты и ждут своих исследо-вателей. Но известное нам начало летописи повествует о тверском купце Афанасии Никитине, впервые принёс-шем в Россию в ХУ веке правдивые и достоверные све-дения о далёкой южной стране.
  Данные различных наук - лингвистики, археологии, антропологии, этнографии - свидетельствуют о том, что формирование народов, говорящих на языках индоевро-пейской семьи, происходило в 1У тысячелетии до нашей эры. (зарождение У-й Арийской Расы, а с нею языков индоариев, уходит вглубь времён на 1 млн. лет. - "Тай-ная Доктрина" Е.П. Блаватской; в данном случае речь, скорее всего, идёт о сроках, установленных учёными, - прим. ред.) Причём, наиболее поздним было разделение славян и ариев - тех самых, что в бронзовый век снялись с насиженных мест и тронулись в сторону Индии. По всей вероятности, древние славяне и арии были очень близки друг другу - ведь и сегодня, спустя многие сотни лет, в языках потомков этих народов прослеживается поразительное сходство. Связь Индии и России материа-лизовалась в устном народном творчестве - вряд ли можно считать случайностью тождество героев русских былин и индийского эпоса.
  Индия с давних пор привлекала к себе внимание рус-ских людей. По вполне понятным причинам прямые кон-такты в старину между двумя странами были эпизодическими, а представления о далёких землях зачастую складывались на основе легенд и фантастических сказаний.
  Собраны многочисленные данные, свидетельствующие о связях с Востоком ещё Киевской Руси. При археологи-ческих раскопках в слоях У111-1Х веков обнаружены предметы восточного происхождения. Понятно, что тор-говля была не единственным источником общения. Очень рано на Руси появились и получили распростра-нение шахматы. Многое говорит в пользу того, что при-шли они с Востока - через Итиль (столица Хазарского каганата в У111-1Х вв.) и Булгар (тюрко-язычные пле-мена в Среднем Поволжье с У11в.), а, в конечном счёте - из Индии.
  В Х-Х1 веках установился торговый волжско-каспийский путь, связывавший Древнюю Русь со Сред-ней Азией и Индией. Но первоначально складывающие-ся международные отношения были нарушены татаро-монгольским нашествием, однако вскоре сама Золотая Орда стала связующим звеном между Русью и Индией. В Х1У веке афганские султаны Индии поддерживали тес-ные контакты с монгольскими ханами, которым были подчинены русские княжества. Поволжье и Северную Индию соединял ряд торговых путей через Закавказье и Среднюю Азию. Многие источники повествуют о пребывании в те времена в Индии русских людей. Один из них - "Туглак-наме".
  После упадка Золотой Орды роль важнейших торговых центров в Поволжье переходит к Казани и Астрахани. О русско-индийских отношениях в ХУ веке сведений мало, но среди немногочисленных источников есть один бесценный - "Хождение за три моря Афанасия Никити-на", путешествие которого приходилось на 1466-1472 годы (по другим исследованиям с 1471 по 1474 год).
  Духовный интерес, как правило, подкреплялся мате-риальным, и наоборот - взаимная материальная заинте-ресованность нередко ведёт к духовной близости. Это единство духовного и материального начал как нельзя точно отражает суть отношения Афанасия Никитина к Индии. Пускаясь в своё многотрудное и опасное , полное трагических, сопряжённых с риском для жизни приклю-чений, тверской купец далеко не в первую очередь со-бирался заниматься жизнеописаниями или исследованиями жизни индийского народа. Основная цель любого купца, как известно, - торговля. Однако любознательность, живой ум, богатство впечатлений побудили его записать свои наблюдения об экзотической стране, которую на Руси называли "мудрой Индией". И хотя с коммерческой точки зрения путешествие, занявшее в общей сложности шесть лет, не принесло успеха, так называемый побочный продукт этого "хождения за три моря" пережил века и до сих пор за-нимает видное место в истории русской литературы и индологии. Для своего времени жизнеописание было прекрасным политико-географическим произведением, в котором правдиво и ярко описана Индия ХУ столетия.
  Оставленное Афанасием Никитиным сочинение любо-пытно тем, что оно посвящено исключительно Индии, если не считать весьма кратких упоминаний о тех пунк-тах, где он побывал на пути в Индию и из неё. Как вни-мательный и вдумчивый наблюдатель Никитин сообщил только правду о тогдашей Индии в своём произведении, проникнутом глубоким интересом и симпатией к её на-родам.
  Известный русский историк Николая Михайлович Ка-рамзин обнаружил текст Никитина в старинной рукопи-си - Софийском Временнике. "Честь одного из древ-нейших описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века…" - с гордостью отмечал Карамзин. "Иоанн" - Иван 111, великий князь московский, в правление которого сложилось территори-альное ядро единого российского государства, мечтал о "сыскании путей в Индею" для широкой торговли, пре-красно понимал её значение для молодого Русского го-сударства.
  В последующие столетия с обеих сторон предпринима-лись неоднократные попытки наладить торговые, куль-турные и даже дипломатические контакты. Например, есть сведения, что просвещённый и могущественный основатель династии Великих Моголов Бабур в 1533 году направлял своего посла к великому князю Василию 111 с предложением "быть с ним в дружбе и братстве". Послу была дана грамота, подтверждающая готовность к двустороннему торговому и иному обмену. Однако к тому времени, когда индийский посланец достиг русской столицы, со дня смерти Бабура минуло три года, и эта попытка установления связей на официальном уровне не получила развития.
  Настоящий интерес к Индии в средневековой России проявился при Иване Грозном после взятия Казани и Астрахани, издавна выступавших в качестве центров торговли с Востоком. Царь уделял особое внимание оты-сканию новых путей в Индию. В 1567 году в Ормуз (древний иранский город) было отправлено специальное посольство от московских гостей (купцов). В проекте русско-иранского договора 1595 года предусматривалась торговля через территорию Ирана с другими странами, в том числе с Индией.
  В то же время официальных контактов с ней в ХУ1 веке не было. Попадали в Индию отдельные русские тор-говцы. Об их пребывании в этой стране в 80-90-х годах упоминают и русские историки. В свою очередь индий-ские торговые люди приезжали в Россию.
  Более прочными и постоянными становятся торговые связи в ХУ11 веке. В Астрахани в 1625 году по приказу местного воеводы был построен индийский караван-сарай, в 1649 году - специальный Индийский двор - це-лый квартал, где проживали индийские купцы со своими семьями, владея лавками и обширными складами. Торго-вые люди, чаще всего из Пенджаба и Синда, свободно отправляли свои обряды, для чего в Астрахани была возведена особая часовня.
  Что же касается попыток установить официальные ди-пломатические и торговые отношения с державой Вели-ких Моголов, то здесь "пальма первенства" принадлежит царю Алексею Михайловичу. Начиная с 1646 года и до конца ХУ11 Столетия из Москвы по приказу царя на-правлялось несколько посольств с этой целью. Наиболее результативным было посольство во главе с Семёном Маленьким, который был принят в 1696 году индийским падишахом и получил разрешение вести торговлю. Од-нако, как и предыдущие посольства , эта миссия не увен-чалась успехом. Основная причина неудач неоднократ-ных и настойчивых попыток русского правительства наладить прямые контакты с Индией крылась, как видно, во внешнем и внутреннем положении державы Великих Моголов в ХУ11 веке. Некогда могущественное, процве-тавшее государство вступило в полосу глубокого эконо-мического упадка и социальных потрясений. Именно с середины ХУ11 столетия начался процесс превращения Индии в объект колониального грабежа со стороны анг-лийской Ост-индийской компании (первая английская купеческая колония возникла в 1608г. в Сурате, на за-падном побережье Индии).
  Тем не менее, попытки русского правительства устано-вить торговые и дипломатические связи с Индией не прекращались на протяжении всего ХУ111 столетия. Выдающийся политический и военный деятель России, первый российский император Пётр 1, прозванный Ве-ликим, также великолепно понимал, что огромной стра-не нужно не только "окно в Европу", но и живая связь со своим великим и богатым соседом - Индией. Поэтому в мае 1714 года он отправил туда особую экспедицию. Её возглавил любимец царя, энергичный, образованный, знавший несколько восточных языков кабардинский князь Александр Бекович-Черкасский. Цель экспедиции была поставлена самим Петром 1: исследование и опи-сание берегов Каспийского моря, отыскание, если это возможно, "водяного" пути в Индию, установление доб-рых торговых отношений с далёким соседом. Поэтому в экспедицию были приглашены состоятельные купцы. Попытка навязать свою дружбу силой царь категориче-ски исключал. Исторические хроники сохранили и такой факт: император Аурангзеб в своё время направил в дар Петру 1 двух слонов. Однако экспедиция Черкасского погибла, её обманул глупый фанатик хивинский хан, который убил и самого Александра Бековича. Идея Пет-ра о знакомстве с Индией не осуществилась.
  Говоря о первооткрывателях Индии для русского об-щества , нельзя не упомянуть Филиппа Ефремова, кото-рый в 1774-1782 годах побывал в Кашгаре, Яркенде, Ти-бете и Индии. Это было первое путешествие в Индию через высочайшие перевалы Каракорума.
  Одна из наиболее ярких страниц в летописи становле-ния русско-индийских отношений принадлежит путеше-ствию в Индию Герасима Степановича Лебедева (1749-1817) - пионера русской индологии, который прожил в Индии 12 лет (1785-1797).
  Блестящий музыкант, виолончелист, он горел жела-нием собственными глазами увидеть Индию. Энергич-ный, хорошо образованный, отлично знающий англий-ский и голландский языки, 36-летний Лебедев, прибыв в Мадрас, увлёкся индийской культурой, изучением жиз-ни, быта и истории Индии. В Мадрасе Лебедев учил язык малаялам. Он понял тогда: чтобы познать историю стра-ны, в первую очередь надо хорошо освоить её древней-ший язык - санскрит, учителя которого в Мадрасе не нашлось. И Г.С. Лебедев для своей дальнейшей деятель-ности выбрал столицу Британской Индии - Калькутту, куда приехал ровно через два года, в 1787 году. Там с помощью Голакнахта Даса он выучил бенгали, хинду-стани, санскрит.

(Окончание в №34)

<<На главную <<№33
Hosted by uCoz