"Размышления о культуре и образовании"

"Размышления о культуре и образовании" (Сафиуллина Л.В., зам. дир. ДХШ "ГАЛАТЕЯ" при гимназии № 125, г. Казань)

  В начале прошлого века русский фи-лософ-космист Николай Бердяев писал: "Величие народа, его вклад в историю человечества определяется не могущест-вом государства, не развитием экономи-ки, а духовной культурой".
  Сейчас, когда мы стоим на пороге но-вого века и нового тысячелетия, вспо-минаются различные прогнозы и проро-чества, связанные с этим периодом че-ловеческой истории.
  Мир обременён проблемами. Кризисы и катаклизмы охватили нашу планету. Кризисные явления, охватившие обще-ство сводятся к кризису мировоззрения людей.
  Вступая в новую фазу человеческой цивилизации, мы не можем не отметить, что нынешнее положение в обществе, проявление тенденций псевдокультуры, индивидуализма, отсутствие нравствен-ных ценностей и подмена их материаль-ными, безнравственность и бездухов-ность человека, ведущая его к разруши-тельной деятельности, вытекают из про-блем культуры и являются следствием этого кризиса. Свобода, которую чело-вечество для себя установило, оказалась свободой от нравственных законов, она перешла все рамки дозволенного, пре-вратилась во вседозволенность и распу-щенность.
  История повторяется. Если оглянуться назад, то мы увидим, что смены цивили-заций, кризисы, замена старого мира на новый, происходили неоднократно. Достаточно вспомнить Римскую империю (только надо добавить, что нынешний кризис носит глобальный характер и ныне весь мир - ещё более ухудшенный образец Рима, - прим. ред.). Причины, свалившие такого колосса, как Римская империя, существуют и теперь. Главной причиной историки признали падение нравов и деморализацию главного устоя государственности - семью, т.к. именно с этого начинается разрушение общества. Эта главная причина приводит к целому ряду второстепенных - утерян смысл жизни, отвергнуты, как ненужные, все духов-ные устремления, поставлена главная цель своих стремлений - погоня за на-живой и наслаждениями. Разве не то же происходит в данный исторический мо-мент?
  И, тем не менее, говоря о Будущем, мы верим, что оно будет лучше, этой верой живёт человек. Одно можно сказать с уверенностью: Будущее будет таким, каким мы с вами воспитаем этого Чело-века.
  Вопрос о воспитании будущего человека волновал человечество на протяжении веков. Человечеству были предложены различные формы воспитания через великие философские и религиозные учения. Не надо изобретать велосипед. Так и нам, надо воспользоваться тем опытом, что имеет человечество в области мысли.
  Вечные истины: не убей, не украли, не лги, не пьянствуй, не прелюбодействуй, наравне с "Золотым правилом взаимно-сти" , которое гласит "не желай другому того, что не хочешь, чтобы желали тебе" - одни и те же в христианстве, исламе, буддизме, даосизме и ряде других рели-гий. Учёный, Богослов и священник Павел Флоренский писал в начале ХХ века: "…Без здоровых душевно и телес-но людей нет надежд на лучшее буду-щее. Дети должны быть изолированы от политических тревог, от дрязг жизни, должны как можно дольше оставаться детьми. В школе на первом месте долж-но быть воспитание". А мы как будто забыли об этом. Игнорирование знаний о духовной основе развития общества и человека, его связи с космическими за-конами жизни, привело нас в тупик, выбраться из которого обычными спо-собами невозможно. Остро стоящие проблемы нравственности тесно связаны с проблемами образования. Известно, что накопление знаний, новые передо-вые технологии и методики не гаранти-руют овладение научным мировоззрени-ем. К сожалению, в настоящее время нам приходится говорить о невежестве образованного человека на всех уровнях нашего бытия от школы до государст-венной власти. Это невежество в сочета-нии с безнравственностью крайне опас-но.
  В образовании от школы до ВУЗа мы даём только знания, нимало не заботясь о том, каким людям мы их вручаем.
  Что значат передовые способы лечения в руках врача-циника? Не обернётся ли эта бездуховность очередным "очище-нием расы"? (это уже привело к безу-держной пересадке органов от бедных людей богатым, ради продления жизни последних, которые уже давно являют-ся "живыми трупами" за счёт жизни и здоровья неимущих, а ведь зачастую жизненно важные органы изымаются преступным путём, для чего уже вору-ют даже младенцев!, - прим. ред.)
  Что значит химия и физика в руках агрессивного безнравственного челове-ка? Не отсюда ли террористические акты в мирных городах, не отсюда ли про-блемы Чечни и Югославии?
  Знания сами по себе без воспитания, без нравственных основ и духовности - страшная вещь, т.к. мы никогда не зна-ем, как ими воспользуется человек. Рос-сия всегда была полярной страной, ибо здесь сошлись две культуры - Запада и Востока.
  "Ангельская святость и зверская ни-зость - вот вечные колебания нашего народа, неведомые средним западным народам", - писал Н. Бердяев.
  Мы с вами вступаем в третье тысяче-летье, но вместо того, чтобы научные и технические достижения помогли Чело-веку освободиться от тяжёлого труда, помогли быть мобильными в освоении космических просторов, создали ком-форт в повседневной жизни, мы видим рост дисбаланса в мире: техногенные катастрофы, демографический и энерге-тический кризисы, рост преступности, наркомании, проституции. Разве о таком обществе мы мечтали? Разве за такое светлое будущее воевали наши деды и отцы?
  Цивилизация, создавшая машины и механизмы, вместо освобождения лю-дей, стала угрожать жизни планеты.
Мощные стены и башни Казанского кремля

  "Знание способно освободить и спасти нас, но знанию должна сопутствовать добродетель" - писал один из мудрецов Востока Свами Вивекананда.
  И сейчас этот порог, на котором мы с вами стоим, может превратиться в ог-ненный рубеж, если мы не обратим своё сознание к нравственным ценностям, т.к. цивилизация вытеснила культуру.
  Великий подвижник Культуры Нико-лай Рерих определил следующим обра-зом ступени совершенствования челове-ка:
  "Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным, став образованным он сделается интеллигентным, затем следу-ет утончённость и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия культуры".
  (…) Чтобы начать противопостав-лять, надо, в первую очередь, понимать, что такое культура, если это не одно и тоже что цивилизация.
  Если культ есть почитание, а ур означает свет, то само слово Культура предполагает творческое горение, по-клонение свету красоты и знания, а ду-ховность, которую мы ложно представ-ляем в виде возрождения религиозных верований и соблюдения тех или иных обрядов, - это очищение мыслей и труд на общее благо.
  Нам необходимо обратиться к воспи-танию и развитию духовности в общест-ве, начиная с яслей, кончая ВУЗом. Ду-ховное развитие личности происходит тогда, когда она движется к обретению смысла жизни, к единству с Миром, Человечеством, Космосом. Знакомство с управляющими миром законами говорит нам, что всё сущее во вселенной подчи-нено одним и тем же вечным законам эволюции, т.е. замены отживших форм жизни новыми. В эти моменты истории самое главное заключается в необходи-мости изменения мировоззрения. К со-жалению, люди ленивы и не любят учиться, для одного процесс учёбы за-канчивается вместе со школой, а для другого - с ВУЗом, и только редкие личности учатся всю жизнь. Формируя мировоззрение школьника, непременно надо придавать огромное значение процессу самостоятельного познания в течение последующей жизни. Необходи-мо, чтобы основополагающими принци-пами для него стали Добро, Истина и Красота. Со времён Платона эти понятия являлись краеугольными камнями вос-питания личности.
  Человек отличается от всех прочих природных существ прежде всего твор-ческим характером своей природы. Как же сделать так, чтобы обретённые чело-веком уникальные, высшие его свойства как разум, духовность, сердечность не поглощались низменной борьбой за ма-териальные условия жизни, а достигали бы высшего применения? Ответ на этот вопрос ясен. Надо формировать у чело-века мировоззрение творца.
  "Творчество - созидание нового, но такого нового, которое не забывает, не уничтожает старое, а помнит о нём, со-храняет в себе как момент своей собст-венной истории…" Мировоззрение творческого человека должно быть ос-новано на том, что оно выработано в процессе осмысления своей сущности,
 - оно должно быть оптимистичным и жизнеутверждающим;
 - направлено на совершенствование себя и окружающего мира;
 - и должно быть проникнуто духовно-стью, а понятие внутренней красоты должно быть направлено на воспитание в нём средствами постижения этой кра-соты - литературой, этикой и философи-ей. Воспитать благородного, духовно развитого человека без этого невозмож-но. Поэтому в настоящее время необхо-димо уделить большое внимание разви-тию и применению в системе образова-ния художественно-этических программ, основанных на общечеловеческих цен-ностях, того культурного наследия, что нам оставили Великие Мыслители, Ве-ликие Художники, Великие Музыканты и Поэты. Если мы будем в своей работе использовать тот огромный слой куль-туры, что нам оставило человечество, если мы будем давать не просто голые знания и передовые технологии, а вос-питывать Душу Будущего Человека, то не будет у нас проблем наркомании, пьянства и преступности, потому что хороший Учитель воспитывает будущих граждан здорового общества, как мо-рально, так и физически.
  Средства, отпущенные на борьбу с наркоманией, преступностью, загрязне-нием окружающей среды пойдут на ис-кусство, науку, отдых, т.к. человек с мировоззрением созидателя, основыва-ясь на единстве законов всего живого, как на Земле, так и в Космосе будет бе-речь и охранять свой Дом, город, страну, планету, Мир, в котором живёт.
  Но в процессе воспитания Будущего Человека должны участвовать все: шко-ла, семья, средства массовой информа-ции, религиозные и научные деятели. Разночтений в этом вопросе быть не должно, т.к. цели у всех должны быть едины.
  Средства массовой информации долж-ны в корне пересмотреть своё отноше-ние к транслируемым программам, т.к. такие передачи как "Телепузики" ничуть не способствуют воспитанию в ребёнке чуткости, добра, восприятию красоты. Разве мало у нас хороших глубоко нрав-ственных фильмов? Засилье на ТВ мыльных бездуховных сериалов, по-шлой, а порой просто грязной рекламы, фильмов ужасов, насилия, распущенно-сти способствуют воспитанию агрессив-ной, бездуховной личности, не имеющей никакой ответственности перед общест-вом. А ведь наши дети смотрят всё это, впитывают, делают выводы, строят сте-реотипы, что им навязывают взрослые безнравственные люди. Я как-то подсчи-тала за неделю фильмы типа "Кошмар на улице Вязов", их оказалось 30. Са-мый безобидный фильм со счастливым концом, это когда герои, обманув всех, уезжают с мешком денег, заметьте - чужих денег. Если мы в самое ближайшее время не изменим ситуацию в воспитании человека, то Будущего у нас не будет. Пусть каждый задумается над этим, и, подводя итоги своей деятельности, вспомнит слова поэта:
 "Наш век пройдёт, откроются архивы,
 И всё, что было скрыто до сих пор,
 Все тайные истории извивы
 Покажут миру славу и позор.
 Богов иных тогда померкнут лики.
 И обнажится всякая беда,
 Но то, что было истинно великим,
 Останется великим навсегда"

 (Н. Тихонов)
  И в заключение, хочется закончить на оптимистической ноте и предложить, к примеру, вашему вниманию выставку работ учащихся нашей школы "Галатея" при гимназии №125 Советского района ("Святогор" уже неоднократно представлял, в частности, на своих страницах талантливое творчество этих ребят, - прим. ред.), где мы пытаемся воспитать в детях мировоззре-ние творческой личности на основе нравственных ценностей, они учатся достигать состояния озарения в резуль-тате творческого процесса, которое со-вершенствует личность, а не в поисках наркотических эффектов, которые лич-ность разрушают.

<<На главную <<№31
Hosted by uCoz