Ченрези.

Ченрези.


  Рерихи в своих трудах неоднократно говорили, о единстве культур и религий народов Востока, не смотря на их многонациональность. Не малый вклад в это единение внёс буддизм, за-родившийся в Индии и получивший в последствии своё распостронение по всему Азиатскому регио-ну, вплоть до Таджикистана, Узбекистана, Калмы-кии, Алтая, вбирая в себя всё многообразие мест-ных культур и верований. А картина " Ченрези" одна из тех, которая говорит об этом. Ченрези в Тибете, Гуань-Инь в Китае, Хоншин (Хонгин) в Монголии, Коннон в Японии - это всё тот же бод-хисаттва* Авалокитешвара - (бог, смотрящий вниз) символ сострадания и милосердия. Еще одно из его имён на санскритском языке, Локапати или Локанатха " Владыка Мира" и по-тибетски "Джиг-тен - Гонцо", Покровитель Мира от всякого зла.
  Он часто изображается одиннадцатиголовым. Согласно буддийской мифологии бодхисат-тва Авалокитешвара однажды с небес взглянув на Землю, увидел людские страдания и горе, и от ви-да чужой боли его голова раскололась на одинна-дцать частей, каждая из которых в последствии стала отдельной головой. Но это экзотерическая трактовка образа Ченрези (Авалокитешвары). Е.П.Бл. в " Тайной Доктрине" по данному поводу говорит "…Дхиани Ченрези… Очевидно, подобно Дакша, он является синтезом всех предыдущих Рас и прародителем всех человеческих Рас после Третьей - первой завершённой - и, таким образом он представлен, как кульминация всех четырёх Первоначальных Рас в своей одиннадцати - ликой форме. Форма эта представляет из себя колонну, построенную из четырёх рядов, каждый ряд имеет три лика или головы различного цвета; три лика для каждой Расы, как типичные характеристики её трёх основных физиологических превращений. Первый ряд - белый (лунного цвета); второй - жёлтый; третий - красно-коричневый; четвёртый, в котором лишь два лика - третий лик не явлен, это намёк на безвременный конец Атлантов - корич-нево - черный. 2 том, стр. 226.
  Согласно преданиям Востока Ченрези (Авалокитешвара, Гуань-Инь и др.) принимают различные формы в общей сложности 32, для того, чтобы спасти страждущих, крики и стоны которых они слышат постоянно. Чтобы помочь старику они приходят к нему стариком, чтобы помочь женщине - женщиной, к монаху - монахом. Становясь духовным водителем для каждого ве-рующего.
  Существует несколько иконографических изображений Авалокитешвары (Ченрези). Это сидящий бодхисаттва - две руки молитвенно сложены, а в двух других он держит четки и лотос. Это изображение, считается у буддистов, олицетворением мантры ом мани падме хум. Есть и другое четырёхрукое изображение, когда две руки сложены, а третья держит лотос - Падмани, символ которого зарождение, а четвёртая рука держит змею, эмблему мудрости. Другое его изображение "Тысячеокий", когда он наделён тысячей рук, при чём на каждой ладони изображён глаз Мудрости. Эти руки излучаются из его тела, подобно лесу лучей.
  Н.К.Рерих во время Транс-Гималайской экспедиции в буддийских храмах видел изобра-жение Авалокитешвары рядом с изображением Белой Тары, Тары милосердия и сострадания и которая согласно преданиям родилась из слезы Авалокитешвары, когда тот оплакивал страдания мира, там же были и танки, посвященные Шамба-ле. На своей картине " Ченрези" бодхисаттва изо-бражен, в форме огромной фигуры, выбитой на скале. Поздний вечер, прохлада гор, окутывая дымкой присутствующих, как бы закрывает их и то таинство, которое будет здесь совершаться. Ти-шина и покой спускаются в долину. Ламы , не то-ропясь, разводят священный огонь у ног Ченрези, воскуряют благовонья и погружаются в молитву.
 Чела, стоящий в стороне с помощью ритуальных предметов - трезубца, ваджры и барабанчика - дамры отпугивает злых духов. Магия начинающе-гося таинства завораживает зрителя. О чем же во-прошают или просят Великого Ченрези, который у тибетцев ассоциируется с его титулом "Покрови-тель" (Тибета), "Спаситель человечества", ламы? Чем вызван их приход сюда, высоко в горы?
  Ченрези в настоящее время почитается как величайший Покровитель Азии вообще и в частно-сти Тибета. А народная легенда гласит, что когда вера начинает вымирать в мире, Падмани Ченрези "Носитель Лотоса" излучает яркий луч света и за-тем воплощается сам в одном из двух великих лам - Далай-ламе или Таши-ламе. Возможно эти высо-кие ламы, видя падение духовности и среди ти-бетцев, и в мире в целом и зная о необходимости наличия нравственности в человеческом обществе и необходимости направления лам на путь свято-сти и сохранения в мире Архатов, просят его сни-зойти до земного воплощения.
  О тибетском буддизме Ю.Н.Рерих писал: " Несо-мненно, что влияние религии в Тибете утрачи-вается, и в будущем мы увидим рождение нового народа. Тибетский буддизм перешёл на стадию "механизации", при которой спасение достигается чисто механическими устройствами вроде молит-венных колёс, готовых формул и ритуалов, защищающих грешника от результатов его действий. Набожный хозяин потягивает чанг, мест-ное вино, но особое устройство день и ночь крутит его молитвенное колесо. Человек потакает своим грехам, но его молитвенное колесо набожно готовит ему почетное местечко в раю. Подобная "механизация" религии уничтожает все духовные устремления" (Тибет - страна снегов).
  Тем более, что в Тибете существует поверие, что Ченрези воплотится как "самый совершенный Будда" именно в Тибете, а не в Индии. Ведь из-вестно, что Авалокитешвара воплотился в Индии, как основатель буддизма Буддой Шакьямуни.
  О Ченрези Е.П.Бл. в "Тайной Доктрине" говорит следующее: " Первые люди были Чхая (1); Вторые, "Потом - рождённые"(2); Третьи, "Яйце-рождённые", и святые Отцы, рождённые мошъю Крияшакти(3), Четвёртые были детьми Падмапани [Ченрези](4). 2 том., стр 220. " Подмапани или Авалокитешвара, по санскритски, есть Ченрези по-тибетски. Авалокитешвара есть великий Логос в своём высшем аспекте и в божественных Сферах. Но на проявленном плане он, подобно Дакше, есть Прародитель (в духовном смысле) людей", 2 том, стр. 226.
 Земным проявлением Ченрези являются Далай-лама или Таши-лама Тибета, резиденция которого, находится в столице страны Лхаса. Интересно происхождение названия столицы Тибета. Е.П.Бл. в "Тайной Доктрине" говорит о Лха, как о " Пла-менах" или Духах Высших Сфер, пришедших на Землю с дальних Миров и одаривших землян ис-крой разума. " Когда он появляется на Земле, он принимает облик Будды, гласит народная легенда. Он один из наиболее древних и почитаемых Лха, буддийский Св. Михаил", 2том. ,стр. 82. Ступе-нью же для нисхождения Великих Духов может стать обитель, находящаяся между небом и землёй который есть Лха-сса, а дворец Потала, резиденция Далай-ламы и Таши-ламы в мифологии буддизма рассматривается как рай, где пребывает Авалоки-тешвара и Тара. Но народами Тибета сложены мифы не только о Потале и Лхасе, но и о тех трёх холмах на которых находится их столица, об их чудодейственной силе. По их поверьям холм Марпори, на котором находится дворец Потала пребывает Ла* ( жизненная сила) Ченрези.
 Потала являясь средневековой жемчужиной архитектуры Тибета, была политическим и куль-турным центром страны. Гигантский архитектур-ный комплекс, ставший символом Тибета, строили несколько столетий. Основы строительства зало-жены YII в., а завершили его XVI-XVII вв. Огром-ный ансамбль, словно вырастающий из вершины скалистой горы, представляет собой целый город, окруженный стеной. Расходясь зигзагами, лестни-цы вовлекают окружающую природу в грандиоз-ный архитектурный замысел. Главное здание ком-плекса - тринадцатиэтажный дворец Побран Мар-по (Красный Дворец) - увенчано пятью павильо-нами, сверкающими позолоченными крышами. Интерьер с парадными залами, жилыми помеще-ниями, гробницами далай-лам, галереями, покры-тыми росписями, оформлен с поразительным ве-ликолепием.
 С. А .Клещевская, Алтайский край.
 *Бодхтсаттва - "тот , чья сущность (саттва) стала (бодхи)": тот, кто нуждается лишь в одном вопло-щении для того, чтобы стать совершенным Буддой, то есть имеет право на нирвану. В метафизическом смысле бодхи-саттва - это наименование, дан-ное сынам небесных Дхиани-Будд.
 *Ла - жизненная сила любого существа. 30 и 1 чис-ла каждого месяца Ла находится в левой пятке мужчины и правой у женщины. Всё остальное время перемещается по всему телу так, чтобы к 15 или 16 числу каждого месяца ( т.е. в полнолуние оказаться в районе родничка).

<<На главную <<№30
Hosted by uCoz