"Там, где Культура, там и правильное решение труднейших социальных проблем" (Н.К.РЕРИХ)
|
Группа рериховцев из Риги на отдыхе за городом. Слева в первом ряду - Фе-ликс Денисович Лукин (рук. в 1928-34гг.) - выдающийся деятель Р.Д., - очень скоро после ухода с земного плана начал работу в Тонком Мире.
|
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКЦИИ
Наше РД строит свои взаимоотношения, забывая кладезь знаний напутствия в лице Рижского общ, забы-вая Рудзитиса, Хейдока, Пургу, Беликова, и др., кото-рые жили и учились под непосредственным рук В. Уч., что удерживало их от разрушительных взаимообвине-ний. Да, прервалась связь времён, из-за слишком поздне-го массового развития РД, но нам остались их труды или воспоминания о них.
Вел..Уч.,с 1920 года неустанно нас просит: "Помоги-те строить Мою Страну!"
Со своей стороны мы будем публиковать те труды старшего поколения рериховцев, которые служат всем нам примером истинного Служения Общему Благу.
"Всё новое - это хорошо забытое старое", - эта исти-на относится уже и к нашей, Рериховской истории. Конечно, в Риге В. Уч. заранее воплотил и собрал очень высоких духов, на долю которых выпала Миссия издать Уч. Ж. Эт. на русском языке, с последующим переносом Учения в Советскую Россию. Жизнь внесла суровые коррективы в судьбу группы из Прибалтики, но их опыт ведения работы в группе остался неоценимым и по сей день. К сожалению, этот опыт, хотя и цитируется (мы взяли заметку из журнала "Мир огнен-ный" № 15 за 1997 год, изд. "МЦР"), но так до сих пор вполне не используется.
Примечание: цифрами в скобках ред. выделила наибо-лее значимые, по её мнению, места - (1), (2) и т.д.
"Я бы хотел обратиться к Вашей памяти и резюмировать тот семилетний опыт в руководстве групп Учения, который выработался уже нашим д-ром Лукиным, и который и впредь должны применять руководители групп. Это напоминание особенно важно для водителей новых групп.
Руководитель должен поставить перед собою две пе-дагогические задачи. Именно: задачу теоретического толкования и вникания в основы Учения, и чисто воспи-тательную задачу (1). Таким образом, руководитель группы должен явиться не только учителем, но и воспи-тателем.
Самый первый вопрос, как по возможности скорее и глубже внедрить основы Учения в сознание людей, сде-лать эти знания частью их сущности. Конечно, самый главный метод - это собеседование. Чрезвычайно важ-ны эти беседы и размышления на темы Учения в млад-ших группах. Потому руководителю групп можно сове-товать не спешить, но постоянно разъяснять все крае-угольные вопросы.
Кроме этих собеседований, нужно возложить на чле-нов группы различные испытания, связанные с необхо-димостью чаще углубляться в страницы Учения (2). Различные методы таких испытаний уже в самом начале деятельности нашего Общества так сметливо и прекрас-но применил наш д-р Лукин.
Всем новым группам уже на первых заседаниях надо дать задание выписывать Указы Учения из первой части Листов Сада М. Про себя могу сказать, что такой труд над Указами принёс мне громадную пользу, ибо я пы-тался Указы из трёх первых книг Учения привести в систему и таким образом получил наглядное впечатле-ние о главных устоях Живой Этики (3). Далее, когда эти Указы будут выписаны и переданы в тетрадях руко-водителю на просмотр, нужно задать выписать из этих Указов квинтэссенцию Указов, именно, то самое глав-ное, что член желал бы перечитывать утром и вечером, днём и ночью, эту квинтэссенцию надо просить всех прочесть и в группах. Вспоминается, как доктор Лукин нам задал однажды вроде классной работы: в течение 10 минут "написать на ладони" сущность Учения (4).
Затем через несколько месяцев в новой группе можно задать писать на темы Учения небольшие работы, с двух-трёх недельным сроком, чтобы их потом прочесть в группе. Можно, например, устроить так, чтобы подоб-ные работы читались в группе регулярно раз в месяц. Можно начать следующими темами: о реинкарнации, карме, смысле жизни, жертве, страдании, молитве, кра-соте, радости, счастье и т.д. Далее можно задать такую обобщающую тему: "что привлекло меня к Учению?" и пр. С течением времени могут быть заданы более труд-ные и самостоятельные темы, например, об Учителе, Иерархии, как провожу Учение в жизнь, Космический Магнит и т.д. Не забудем, что это задача каждого интел-лигентного и культурного человека - самостоятельно и мужественно формулировать свои мысли, в трёхминут-ное время составить план для целого реферата. С другой стороны, не забудем также, что писание на темы даёт большую духовную самодисциплину.
Наконец, когда в группе кончают какую-либо книгу Учения, например, Агин Йогу, нужно всем членам группы задать написать на тему: что дала мне та или иная книга (что дала мне Агин Йога), для того, чтобы (каждый) член получил краткое обозрение о познании, полученном им из этой книги.
|
Р.Рудзитис - председатель РО
Латвии в 1936 - 60гг.
|
Наряду с этим можно просить членов отреферировать вкратце или дать отзыв также о более достопримеча-тельных духовно-философских книгах или культурных явлениях. Можно устроить даже специальные вечера, где всем членам читались бы эти отзывы.
Если у кого из руководителей групп явятся какие-либо другие планы и методы, то и их можно использовать. Мы не должны забывать, что собрания групп мы не должны превратить в часы досуга и уюта, но они должны быть часами трудного, интенсивного труда и сотрудничества, такого труда, который, как бы тяжёл он ни был, возжигал и объединял сердца (5). Понятно, как некоторым членам трудно взяться за рефераты. Но Учитель требует от нас самого напряжённого труда, лишь преодоление самого тяжёлого ведёт к само-совершенствованию, лишь из высшего напряжения рождается и высшая красота.
Не забудем одно, что водитель должен быть на постоянной страже за сознание членов своей группы. Он, можно сказать, ответственен за это сознание. Он ответственен за то, как понимается Учение этим созна-нием, и не искажает ли оно истинный смысл Учения. Ибо водитель, вводя сознание в глубины Учения, дол-жен дать ему правильный ключ к Учению, дать тон Учения, разъяснить, внедрить и укрепить, чуткими ка-саниями, основы Учения в это сознание. В Учении ска-зано, что Матерь Агин Йоги стоит на дозоре против зло-толкования Учения (6). Так и водитель группы должен являться отражением этого вечного напряжённого дозо-ра за чистоту Истины в восприятии её земным сознани-ем. Водитель должен постоянно искоренять любопытст-вующее отношение к знанию и внедрять огненную лю-бознательность; искоренять влечение к психизму и хат-ха-йогизму и вселять стремление к духовной дисципли-не и служению; искоренять сектантство и фанатизм и внедрять дух всевмещения, всепонимания, и стремление к самой широкой культурности (7).
Так мы подошли к другой задаче руководителя группы - к воспитательной. Мы знаем, что среди членов ещё немало недостатков, что есть такие члены, особенно среди молодых, которые слабее осуществляют Учение в жизни. Не говоря уже о недостатках в физической об-ласти, которые все, в конце - концов, должны быть уничтожены. Даже такие обычные пороки, как раздра-жение, обидчивость, зависть, клевета, малодушие, нев-нимательность, небрежность и пр., есть преграды на пути эволюции, которые должны быть самым реши-тельным образом искоренены (8). Ведь не может же член быть в группе Учения уже несколько лет и не ос-вободится от самых существенных пороков. Одновре-менно с преображением сознания должно идти и очи-щение своих мыслей и гармонизация своих поступков.
Прежде всего, задача каждого воспитателя - высветить в сознании человека его недостатки, заста-вить его понять, что его поступок на самом деле ненор-мальный. Если он начнёт осуждать в себе эти недостат-ки и бороться с ними, то уже многое достигнуто. Ко-нечно, ни один человек не без недостатков, но [по]следователи Учения должны отличаться от других именно тем, что они главные этические недостатки уже преобороли в себе, именно недостатки, противоречащие общественным этическим нормам: тем не менее они борются со своими более мелкими недостатками, дисциплинируя и преображая свои импульсы и мысли. Мы не можем представить, чтобы среди членов был бы, например, вор, прелюбодей, лжец, кощунствующий, алкоголик и т.д. Итак, категорическим требованием для сотрудников нашей общины духа является устремление на беспредельном пути самоочищения. Члены нашей общины должны отличаться от других людей именно тем, что они больше всего борются, испытывают и преодолевают себя (9).
Именно, в воспитании членов должна выявиться главная задача руководителя. Группа должна быть как одна семья, где водитель есть отец и мать всех членов, несущий также ответственность за духовный рост своих воспитанников. Потому руководителю груп-пы должно быть предписано в обязанность ознакомится с каждым членом своей группы, войти в его домашнюю жизнь, вслушаться в его интимные боли и радости, дать советы, как гармонизировать свою жизнь. Конечно, са-ми руководители должны явить самый лучший пример своей личной жизнью. Они должны явиться авторите-том, что может быть достигнуто лишь своим неугаси-мым рвением и самодисциплиной. Они должны стре-миться постоянно знакомится с высшими достижениями культуры и знания. Они должны отзываться на все свя-щенные стремления мира. Главное - самодисциплина.
Так ещё раз утверждаю, что водители групп должны быть не только учителями, но и "классными наставникам", в идеальном смысле слова. Как много конфликтов в душе современного человека, как часто трудноразрешимы они. Здесь часто помогут чуткие ка-сания опытного совета. Если водители групп не могут разрешить некоторые вопросы - пусть приглашают старших членов и руководителя Общества.
Итак, будем и мы воспитывать друг друга, ука-зывать друг другу на наши недостатки, поможем друг другу, ведь единственное стремление наше - вырасти в духе для наилучшего служения человечеству."