Часть II. СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ. И.А.Жерносенко, г. Барнаул.

Часть II. СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ. И.А.Жерносенко, г. Барнаул. Продолжение, начало в №№ 27-28 (Данный раздел печатается с сокращениями)

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКЦИИ:
Глубоко уважая подвижнический труд исследователя-учёного, автора данного материала, редакция, тем не менее, считает своей обязанностью повторить утвер-ждения, высказанные Л.Р.Цесюлевичем и напечатанные в №27, что Н.К.Рерих, хотя и, возможно, не был непо-средственно у самого подножия знаменитой горы Белу-хи, но видел её издалека и уж тем более, владея "Пись-менами Нам-Иг" (по оценке Высокого ламы в книге "ШАМБАЛА СИЯЮЩАЯ", где приведена беседа НКР с этим Ламой) - был возле неё не в физическом теле. Из-вестно, что практически все картины НКР написаны как бы с птичьего полёта, с высот, где он физически не был. НКР, к примеру, не был и возле горы Эверест, но в точности воспроизвёл глетчеры на нём - это полотно "Сожжение тьмы", что подтвердили, в частности, только что побывавшие там английские альпинисты. А по карте Трансгималайской экспедиции видно, что она прошла в 100 км от Эвереста!
Как говорится - учёные имеют право на научное мнение, а мы - на духовное мировоззрение.

"ПРИКАЗ УЧИТЕЛЯ". Н.К. Рерих
Последняя картина великого художника и философа. Она глубоко символична. На заднем плане гора Белуха, глубоко внизу, в каньоне, вьётся молочно-белый поток Ак-Кема. Слева внизу на камне сидит монах в буддийских одеждах - это сам Н.К.Р., к нему летит орёл, символи-зирующий приказ Учителя - его Мысль.
Мы вправе "перевести" данную идеограмму-Мысль (опираясь на духовные источники, записи Е.И.Р.), этот Приказ Учителя как указание для Н.К.Р. - в будущей жизни воплотиться в Новой Стране и возглавить её духовный расцвет. (От ред.)

 Судя по источникам (дневники Н.К. и Е.И. Рерихов) и свидетельствам очевидцев (дневник З. Фосдик, воспоминания крестьян Верхнего Уймона), алтайский период экспедиции был очень плодотворным и в научном, и в художественном отношении. В Верхнем Уймоне работа велась 12 дней. Известно, что художник ежедневно выезжал в горы на этюды с про-водником Вахрамеем Семеновичем Атамановым. Этюды он писал постоянно. Даже к седлу был прикреплен этюдник, и на ходу лошади он набрасывал эскизы . Один из таких набросков, сделанных в седле, сейчас хранится в Барнауле, в Музее исто-рии, литературы, искусства и культуры Алтая (МИЛИКА). Но в искусствоведении очень мало известно об алтай-ском живописном цикле Н.К. Рериха. Исследователи алтайско-го творчества Н.К. Рериха (Л.Р. Цесюлевич, Е.П. Маточкин, М.И. Качальская) называют разное количество произведений, причисляемых к алтайскому циклу. Так, у М.И. Качальской это семь картин, Л.Р. Цесюлевич насчитывает их до шестнадцати, Е.П. Маточкин - уже более двадцати. Не все картины и этюды найдены, местопребывание многих неизвестно. Некоторые произведения только упоминаются в каталогах. Есть сведения, что "художник делал рисунок алтайской юрты в местности, где теперь село Тихонькое. Писал портрет верхнеуймонской де-вушки в яркой староверской одежде. Позировала ему Бочкаре-ва Варвара Ипатьевна". В фототеке Государственной Третья-ковской галереи хранится фотография с рисунка "Полуверка" (2264 / 60). По описанию он напоминает названный портрет, но данная гипотеза требует тщательной проверки и уточнения. Целый ряд полотен, связанных с Алтаем, оказались за рубежом (особенно картины второй половины 20-х - 30-х го-дов, когда связь художника с Россией была прервана). Сегодня перед исследователями творчества Н.К. Рериха стоит сложная задача - собрать воедино информацию о его художественном и научном наследии, которое рассыпано по разным музеям, ча-стным коллекциям и библиотекам всего мира. Оно не полно-стью описано, атрибутировано, не говоря уже об изучении и интерпретации. Так, из алтайских этюдов, помимо вышена-званного, известны лишь еще два: "Белуха. Алтай". (1926) - Б., темп. 21,6 * 29,2 и "Белуха". (1926) - К., 22,9 * 29,2. Картина "Белуха" (1926), где гора изображена с юж-ной стороны, хранится в Париже (не атрибутирована). Также в рукописных списках художника упоминается серия "Святые горы" (1932), где среди других картин, изображающих великие вершины, названа "Белуха (Алтай)" (не атрибутирована). Каталог художественного наследия Н.К. Рериха был составлен В.В. Соколовским в1974 году. Сегодня каталожные сведения меняются. Был привезен архив С.Н. Рериха из Банга-лора (Индия). Часть картин передал сам С.Н. Рерих разным музеям России, в том числе, Дому ученых в Академгородке г. Новосибирска подарил картину "Победа". Большая коллекция картин и музейных экспонатов была передана сподвижницей Рерихов в Америке Кэтрин Кэмпбелл Музею искусств народов Востока в Москве. Несколько полотен подарено России Музе-ем им. Рерихов в Нью-Йорке. Эти сведения пока еще не сведе-ны в единую систему и требуют поисков и уточнений. Автору данной работы удалось отыскать и атрибутировать около пя-тидесяти картин художника, относящихся к исследуемому периоду, благодаря работе с его путевыми заметками, соста-вившими позже книги: "Алтай - Гималаи", "Сердце Азии", "Шамбала"; архивными материалами Алтайского государст-венного художественного музея, Музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, Новосибирской картинной гале-реи, Государственной Третьяковской галереи, Государственно-го Русского музея в г. Санкт-Петербурге, Международного центра Рерихов в г. Москве; каталогом Музея имени Рерихов в Нью-Йорке, любезно предоставленном директором музея г. Дениэлом Энтином; с видеокассетой, демонстрирующей вы-ставочные залы указанного музея и произведения, выставлен-ные в них. Также большую роль в идентификации алтайских ландшафтов с произведениями художника сыграли материалы, собранные в ходе двух экспедиций, осуществленных автором данного исследования.
Художественные произведения Н.К. Рериха, относя-щиеся к Алтайскому циклу, можно разделить на две части: 1) картины, написанные под непосредственным впечатлением от посещения Алтая; 2) картины мифологически, археологически, культурологически, географически связанные с алтайскими изысканиями Н.К. Рериха. Л.Р. Цесюлевич, художник, исследователь алтайского периода творчества художника, в своих изысканиях предлагает рассматривать три раздела в алтайском цикле Рериха: 1) рабо-ты, созданные непосредственно с натуры на месте; 2) произве-дения, написанные на тему Алтая в другое время;3) произведе-ния, причисляемые к теме Алтая, благодаря записям художни-ка, но которые могут иметь и другую тематическую принад-лежность. На наш взгляд, 2 и 3 разделы можно объединить в один. Если сам художник относит эти произведения к алтай-скому циклу, значит они обязательно связаны с Алтаем или мифологически, или археологически, или культурологически, хотя и написаны в другое время. Также, некоторые картины художника, связанные непосредственно с местами Алтая, мо-гут быть написаны в более поздние годы. По мнению исследо-вателей, Рерих обладал феноменальной памятью и нередко возвращался в своих произведениях к прежним впечатлениям. А.Д. Алехин, исследуя творческий метод художника, отмечает: "Непосредственно натурных законченных картин у Рериха немного, почти все его произведения выполнены по памяти или на основе зарисовок и эскизов". На эту же особенность в работе Николая Константиновича указывает Л.Р. Цесюлевич: "Выявление тематики осложняется богатым творческим мето-дом Н.К. Рериха - работой по памяти, возвращением к преж-ним темам... а также "забегами" вперед, предвосхищающими будущую тематику художника". Но эти "забеги" отличаются уникальной интуицией, прямо-таки, пророческими открове-ниями, чему мы находим подтверждение в дневниковых запи-сях самого Рериха: "Вот и серия "Пер Гюнта" давно уже вы-росла в мечтах. Когда Станиславский предлагал мне поехать в Норвегию перед постановкой "Пер Гюнта", я сказал: "Раньше сделаю все эскизы, а уже потом съезжу". Артисты Художест-венного театра поехали в Норвегию, а после подтвердили, что мои настроения были правильны". (…)
Итак, к первой части алтайского цикла можно отнести сле-дующие картины: "Белуха. Алтай" (1926) Б., темп., 21,6 * 29,2; Путевые листы. США. "Белуха" (1926) К., темп., 22,9 * 29,2; США, м/н не-известно. "Белуха". Этюд (не атрибутирован); Париж, Общест-во Музея имени Н.К. Рериха. В одном из писем к В. Булгакову Н.К. Рерих пишет: "В Париже, когда Вы посещали наш Центр, Вы, наверное, ви-дели мой этюд "Белуха". Там было три этюда прекраснейших высот Азийских: Канченджунга, Белуха и Эльбрус" . В Катало-ге В.В. Соколовского за период 1933 года указана серия "Лис-ты из альбома", куда входят этюды: "Святые горы", "Карданг", "Карга", "Белуха. Ал-тай", "Паломник", "Канченджунга", "Эльбрус. Кавказ". Может быть, именно об этой серии идет речь в пись-ме, но Соколовский помечает эту серию: "США". К 1933 году также относится серия картин "Святые горы", где В.В. Соко-ловский указывает следующие произведения: "Гора Владычи-цы Божественной" (не атрибутирована); "Два мира" (не атри-бутирована); "Красный луч" - Х., темп., 46 * 79; ГРМ, N Ж-7078; Ракопуши" - Х., темп., 46 * 79; ГРМ, N Ж-7075; "Святые горы" - Х., темп., 48,3 * 81,4; МИНВ; "Святые горы. Семь кар-тин" - 26,7 * 36,8; США. Что изображают последние семь картин - неизвестно. Но если их соотнести с этюдами из "Листов дневника", то можно предположить, что именно эти семь этюдов и стали подготовительным этапом работы над указанными семью кар-тинами. Парижский этюд изображает Белуху с южного скло-на. Сама гора имеет не одну вершину, а целую систему, так "Чтобы увидеть ее (Белуху - И.Ж.) в таком повороте, - пишет Л.Р. Цесюлевич, - надо было пересечь Катунский хребет с севера на юг. Существует несколько перевалов в этом на-правлении, но, судя по воспоминаниям крестьян, Атаманов вел Николая Константиновича к южной стороне Белухи через перевал на Холодном белке. Именно с юга Белуха открывается во всей полноте и величии... Картина "Белуха" написана в звонких светлых тонах. Ясно читаются Западная и Восточная вершины, отчетливо рисуется на переднем плане ледник Геб-лера, за ним заснеженный Раздельный гребень, пересекающий ледники Катунский и Берельский."
Л.Р. Цесюлевич утверждает, что Н.К. Рерих рисовал Белуху - "с запада, с перевала Холодный, на Катунском хреб-те", или как его еще называют "Студеный белок", "Студеный хребет" (только Холодный белок по отношению к Белухе на-ходится на северо-западе - И.Ж.); - с севера, поднимаясь на Теректинский хребет возле Тюнгура; - с юга, у истоков Катуни ; - а также "ездили и к подножью Белухи с северной ее стороны, вдоль реки Кучерлы". Возможность существования этюда или картины, изображаю-щей Белуху с северо-запада не вызывает сомне-ний, т.к. сам художник писал: "А со Студеного хребта лучше всего видно самую Белуху, о кото-рой шепчут даже пустыни". Некоторые специа-листы (в частности, художник Ф.С. Торхов, Л.Р. Цесюлевич) считают, что именно этот вид запе-чатлен на полотнах "Заветы Учителя", "Приказ Учителя".
Вполне вероятно, что где-то находятся и этюды, изо-бражающие Белуху с севера, т.к. с Теректинских гор в ясную погоду видны характерные очертания двух вершин с перемыч-кой. Кстати, среди этюдов, официально относимых к Гималай-скому циклу, есть один, очертания горы на котором очень сильно напоминают северную Белуху. Этот этюд находится в музее Центра имени Рерихов в Москве. (Традиционно в искус-ствоведении принято причислять горные пейзажи художника или к Гималайскому, или к Монгольскому циклам. Но, пройдя множество горных систем, Н.К. Рерих не мог не рисовать их. В таком случае, выявляется еще одно направление искусствовед-ческих изысканий: идентификация горных пейзажей с их про-образами).
"ЗВЕНИГОРОД", 1933, Н.К . Рерих.. Картина написана художником в мечтах о будущем Алтая, когда там возник-нет город Знания - Звенигород, о котором он думал в путешествии, в августе 1926 года.
(…) Свои выводы Л.Р. Цесюлевич строит, основыва-ясь на воспоминаниях брата Вахрамея Атаманова - Василия (кстати, Цесюлевич почему-то называет его сыном В. Атама-нова), который хорошо помнил Рериха, как он работал: "Изла-зил Вахрамей с ним многие горы. Рерих любил очень и уважал природу. Лазил на белки Студеный, Погорелка, Большой Ба-тун. Очень ему нравились. На лошадях забрались на Теректин-ские горы, оттуда посмотреть вершину Белухи. Рисовал ее, фотографировал. И с других мест ее рисовал. И с вершины Студеного Белка рисовал Белуху. Без тумана удалось увидеть. Картину я видел. Две вершины Белухи были нарисованы. Ез-дил к подножию Белухи, но на нее не заходил. Ехали той доро-гой, по которой и теперь проезжают, что по правой стороне Катуни, через Кучерлу. Какими перевалами, не могу сказать". (…) Мы знаем, что Н.К. Рерих был в Уймоне всего 12 дней. (…) Более того, в дневнике "Алтай-Гималаи" он пи-шет: "Семнадцатого августа увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород" . Но уже "19 августа экспедиция Рериха двинулась в обратный путь". (…) Известно, что в 1900 году одна из "спиц" Белухи из-менила свой контур, а в 1904 году упала вторая "спица". На-помним, что экспедиция и фото В.В. Сапожникова относятся к 1897 году. (…) К тому же, ему, интересовавшемуся движением бурханизма (начавшимся в 1904 году), не могла быть неиз-вестной примета алтайцев: "когда упадут все три спицы снеж-ных вершин горы Катынбаш", т.е. Белухи, наступит время возвращения Ойрота, посланца Белого Бурхана , - указывалось в одной из легенд. По мнению местных жителей, ждать оста-валось недолго, когда упадет третья "спица". Также, в ходе нашей экспедиции был сделан еще один немаловажный вывод. В книге Маркина М.М., Колчевникова М.Ю., Еременко В.Н. "Туристские тропы Алтая", описывающей туристические мар-шруты Горного Алтая по категориям сложности и видам ту-ризма, есть описание всесоюзного маршрута N 317, который так и называется "Рериховский": "Это единственный плановый маршрут по Центральному Алтаю... Эти места посетил в 1926 г. выдающийся художник Н.К. Рерих и написал несколько пей-зажей" . И далее - собственно описание маршрута: с. Тюнгур - с. Кучерла - вверх по правому берегу р. Кучерлы - р. Кара-Тюрек - р. Текелюшка - Кучерлинское озеро - возврат к р. Те-келюшке - влево от р. Текелюшки к Ак-Кемскому склону - пер. Кара-Тюрек. "С перевала Кара-Тюрек - самого высокого на плановых алтайских маршрутах - открывается красивейший вид на Белуху. Такой ее видел и Н.К. Рерих". - далее спуск к Ак-Кемскому озеру и вдоль р. Ак-Кем - возврат в с. Кучер-лу.(…)

<<На главную <<№29
Hosted by uCoz