Символика креста.

Символика креста.

" Знак жизни - крест" А.Й. 289
 Крест означает гармонию между небесным и земным бытием, является одним из древнейших косми-ческих символов. Использование креста, как религиоз-ного символа в дохристианские времена и среди нехри-стианских народов во многих случаях было связано с определённой формой поклонения Природе, но и суще-ственная часть религиозной жизни большой части че-ловечества было связано с ним.
 Крест является общим символом у всех наро-дов. Равносторонний крест у древних алтайских наро-дов символизировал равенство сил неба (символ олень), земли (символ рыба и человек) и подземелья (символ змея). На мандалах Тибета небо изображено в форме креста и на каждом из четырех ворот стоит царь демонов*.
Кресты различных типов были любимыми мотивами искусства Халдеи. Огромное число храмов Индии, подобно храмам христиан, вздымались на кре-стообразных основаниях. Для пифогорейцев наиболее священным числом было 10, символ которого Х или крест. Буддийское колесо жизни составлено из двух на-ложенных друг на друга крестов. Христианские храмы увенчаны крестами. История креста уходит в глубь ве-ков, а смысл многозначен, как многообразные его фор-мы.
 Тау- Крест. Крест в форме буквы " тав" послед-ней буквы древнееврейского алфавита - считался зна-ком причастности к Богу и знаком самого Бога " тео", а так же был символом ожидания Миссии. Традиция связывает тау-крест с крестом, поднятым Моисеем в пустыне; для древних египтян тау-крест связывался с идеей жизни и с мужским и женским принципом. Позд-нее этот крест назывался христианским Крестом св. Антония.
 Этот тип креста назывался древними Crux Ansata . Он был ключом к Мистериям античности. В Египте Анкх понимался как ключ, которым открываются врата к бо-жественному знанию. " Т " образная часть символиче-ски связывалась с мудростью, а кружок над ним - с Вечным Началом. Он служил эмблемой египетских богов и символом бессмертия. Символически обозначая четыре стихии, дающие жизнь: солнце, огонь, ветер и воду. Этот крест лежит в основе планов соборов.
 Свастика - восточный символ креста и круга, печать сердца Будды. Для буддистов, китайцев и мон-голов свастика означает "десять тысяч истин". Эти ис-тины, говорят они, принадлежат к тайнам Невидимой Вселенной и первозданной Космогонии и Теологии. Свастика - символ вечного движения, огня жизни т.к. он изображает движение в одну сторону. В Индии сва-стика служила символом солнца, огня и света и часто изображалась вместе с солнечным колесом и молнией.
 Выражая собой идею вращения вокруг непод-вижного центра, свастика является символом воздейст-вия Первичного начала на мир, его проявление, цикла и непрерывного обновления.
 Свастика играет важную магическую роль в ис-кусстве составления пантаклей*; она приносит счастье, но благоприятное воздействие свастика оказывает лишь тогда, когда её "лапки" повернуты по направле-нию часовой стрелки.
 В христианском мире центр свастики воплоща-ет Христа, а угловые "гаммы" - четырех евангелистов. Однако, символ этот в настоящее время очень унижен.
 И всё же до эпохи Константина Великого (1Vв) хри-стиане чаще воздерживались от изображения Креста, как такового, заменяя его монограммой, имени Христа, состоявшей их первых букв "хи" и "ро", существует ле-генда, что эта монограмма явилась на небе Константину Великому. На многих русских иконах можно видеть этот символ Христа. В 1V веке в монограмму начали вставлять крест греческой формы ( равноконечный). Были введены буквы "альфа" и "омега", которые ука-зывали на то, что Иисус Христос единосущен Богу - Отцу. Позже такой крест в России получил название корсунского, потому что он был привезён в Киев св. Владимиром из Корсуни (Херсонеса). Древнейший об-разец креста такой формы находится в Успенском соборе Московского Кремля.
 На Западе у христиан - католиков и христиан других направлений повсеместно используется четырехконеч-ный, удлинённый по вертикали крест. Латинский крест, как его называют, венчает лютеранскую церковь святых апостолов Петра и Павла в Москве, костёл св. Екатерины на Невском проспекте в Санкт-Петербурге и многие другие храмы.
 Греческий равноконечный крест - символ христианства в Восточной Европе. Широкое распо-стронение его можно встретить в зодчестве Древней Руси после принятия христианства.
 Крест с равными лучами - связь мужского и женского, вертикального и горизонтального, положительного и отрицательного принципов эмблема Гекаты*, как боги-ни перекрёстков. Крест на шаре - верховная власть им-перии, торжество материального над духовным. (Это и астрол. символ Земли, где дух унижен материей)
 Греческий крест можно видеть на Царь-колоколе в Московском кремле и на Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.
 Православная церковь допускает использование четы-рехконечного, шестиконечного и восьмиконечного кре-стов (последние два практически не встречаются на Западе). Однако старообрядцы признают единственно правильной восьмиконечную форму. Они считают, что только восьмиконечный крест является крестом Спаси-теля. Короткая верхняя поперечная обозначает дощечку с надписью "Иисус Назарянин Царь Иудейский", прибитую над го-ловою распятого Христа, сделанную из масличного де-рева. А нижний (наклонный) брус - подножье, сделан-ное из кедра
 Наклонный брус напоминает также, что справа (возвышенная часть) от Христа был распят разбойник, раскаявшийся и уверовавший, душа которого отправилась в рай, а слева (нижний конец перекладины) - нераскаявившийся грешник, душа которого попала в ад. Продольный брус - из кипариса, поперечный - из финикового дерева.
 Восьмиконечный крест венчает купола боль-шинства православных храмов.
 На православных храмах устанавливались четырехко-нечные кресты разнообразной формы: трилистника, якоря, а иногда и оба креста, совмещенные в одном. Крест в виде трилистника является символом Святой Троицы, а "якорный" крест с основанием в форме по-лумесяца символизирует надежду на спасение. Полуме-сяц означает евхаристическую чашу с Кровью Христа, стекающей с креста. Подобные кресты венчают главки Благовещенского собора Московского Кремля.
 В России особым почётом пользуется крест св. Андрея Первозванного, названного в честь одного из апостолов Иисуса Христа. В "Повести Временных лет" сказано, что Андрей дошел по воде до тех мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву и благословил их.
  Предание говорит, что св. Андрей был распят на сложенном из двух брёвен косом кресте в го-роде Патры ( Греция).
 В императорской России он стал патроном все-го государства и русского военно-морского флота. Пет-ром I был учреждён Андреевский флаг, а позже - орден св. Андрея Первозванного.
 Мальтийский крест (восьмиконечный) символ Рыцарского ордена госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского, основанного в Х11 в. во время кресто-вых походов. С ХV1 в. главная резиденция ордена на-ходилась на о. Мальта в Средиземном море, а во време-на правления Павла I резиденция была перенесена в столицу Российской империи и мальтийский крест стал в России символом воинской доблести. Он был собст-венноручно пожалован императором Павлом I А.В.Суворову накануне похода в Северную Италию. В среде Мальтийского ордена исповедовался дух ры-царства.
 Подобный крест украшал фронтон великолеп-ного Воронцовского дворца в Санкт-Петербурге, отдан-ного Павлом I Мальтийскому Ордену. О временах мальтийских рыцарей напоминают кресты на сводах дворцовой церкви и сохранившиеся витражи с маль-тийской символикой.
  Своё существование в России орден закончил при императоре Александре I в 1817г. Специальным указом российским подданным было запрещено носить или получать мальтийские кресты.
 Выше рассмотрены лишь основные разновид-ности креста, встречающиеся в православной культуре.
 В секретных орденах разных времён мы нахо-дим сложные кресты, такие, как тройной Тау в Королев-ской Арке Масонства и двойной и тройной кресты Ма-сонского, а также римского католического символизма.
 Для христиан крест имеет двойное значение. Во-первых, это символ смерти и Искупления, через му-ченичество которого они чувствуют себя приобщённы-ми к великолепию Бога. Во - вторых, это символ терпе-ния и бремени жизни. Интересно, что крест всегда был символом жизни и смерти. Материал, из которого сде-лан крест, рассматривался как существенный элемент символизма. Таким образом, золотой крест символизи-рует просвещение, серебряный крест - очищение, дере-вянный крест - символ устремления, другие - смире-ние.
 " Знак креста, принятый христианами, не при-надлежит исключительно им. Он также каббалистичен и представляет собою противодействие и четверичное уравнение элементов. Мы видим из оккультной версии Paternoster… , что первоначально было два способа вы-полнения его или, по крайней мере, две, очень различ-ные формы для выражения его смысла: одна для свя-щеннослужителей и посвященных, другая, дававшаяся неофитам и профанам. Так, например, посвященный, поднося руку к своему лбу, говорит: Тебе; затем добав-ляет - принадлежит; и, неся руку к своей груди, добав-лял - царство; затем к левому плечу - справедливость; и к правому плечу - и милосердие. После чего он соеди-нял обе руки , добавляя - во всех зарождающих циклах - Tibi sunt Malchut et Qeburah et Cheset per Aeonas - это есть абсолютно и высоко-кабалистический знак креста, смысл которого, вследствие профанации гностицизма, был совершенно утрачен воинствующей и официальной церковью" Т.Д.( 2 том. 11ч. стр 410).

 *Демон (или Даймон) греч. Не был демоном христианского ада или христианского ортодоксального богословия. Это на-звание античные авторы давали духам всех родов, как добрым, так и злым человеческим и иного рода. Это название часто служило синоним богов, ангелов.
 *Пантакль ( греч.) Тройной треугольник Пифагора. В оккуль-тизме и каббале он означает Человека и Микрокосм, " Небес-ного Человека", и как таковой был могущественным талисма-ном для охранения от злых духов или элементалов.
 *Богиня Геката - богиня Луны, дорог и воршебниц, дочь тита-на Перса и титаниды Астерии ( по другому варианту мифа - Зевса и Геры).
 Л.Г.Галкина, Алтайский край,
  п.Малиновое Озеро.

<<На главную <<№28
Hosted by uCoz