"Гуманная педагогика и духовность образовательных пространств"

"Гуманная педагогика и духовность образовательных пространств"

Март 2002, Москва. Академик Амонашвили ША и педагоги из г.Рубцовска - Колесникова ГА и Пураева ВГ. Это их вторая встреча, первая состоялась ещё в октябре 1999г,- на Алтае, в Рубцовске, когда академик проводил свой 5-дненый семинар для учителей города - это был воистину праздник!
  24-26 марта 2002г. в Москве прошли 1-е педагогические чтения, организованные Международным центром гуманной педагогики (далее - ГП) при "МЦР" - неправительственной организации при ООН г.Москвы, и при поддержке:
 - Министерства образования РФ;
 - Московского комитета образования;
 - Российской Академии образования
 - Московского педагогического университета;
 - Московского дома учителя;
 - Международной Лиги защиты Культуры;
 И при информационной поддержке:
 - "Учительской газеты";
 - газеты "Первое сентября".
  На конференции, которая проходила в стенах Московского Дома учителя, присутствовали представители 65-ти регионов. В т.ч. учителя, воспитатели из Прибалтики, Украины, Киргизии, Грузии, т.е. даже из республик бывшего СССР. Алтайский край представляли учителя из школ №1 и №24 - Колесникова Галина Анатольевна и Пураева Валентина Гавриловна.
  Впечатления, воспоминания об этой конференции ещё долго будут жить в нас и помогать в работе. Эмблемой конференции является голубое сердце и на его фоне летящая птица. Это символ чистого сердца и творческого полёта.
  Конференция началась с приветствия ВВ Фролова, докт. фил. наук, профессора и с прекрасного выступления детской хоровой капеллы под руководством Маргариты Георгиевны Струве, дочери знамени-того композитора, педагога, дирижёра Георгия Струве.
  Будущее России - это наши дети. И во имя этого будущего мы со-брались здесь.
  "Мы не выживем, если погибнем духовно", - с этих слов Д. Лиха-чёва начал своё выступление ВВ Рябов - ректор Московского пед. Университета, докт. ист. наук, проф., действ. член ряда российских и международных академий. При университете есть лаборатория ГП. ВВР восхищался теми учителями, которые сегодня "за малые средст-ва творят великое" и подчёркивал о приоритете развития сердца ре-бёнка, а не только интеллекта.
  От газеты "Первое сентября" учителей приветствовал Артём Соло-вейчик.
  Все темы докладов были объединены одной идеей - желанием со-бравшихся с различными регалиями, званиями и простых учителей и воспитателей изменить, скорректировать, создать будущее, которого может просто не быть. "Ведь зло торжествует тогда, когда хорошие люди ничего не делают" (Конфуций). ША Амонашвили (далее - ШАА) ставит целью конференции возобновление формы педагогиче-ских чтений Советского времени и наполнение их новым содержани-ем. Ведь начинать меняться надо с себя. 8 реформ пережила школа, но ни одна не доведена до конца. (Эти реформы ввели в наше обра-зование антирусские западные учебники типа Сороса,. Нынешняя "реформа" низводит нашу школу до низкого уровня США, где школьникам дано право выбирать самим себе предметы! Итог это-го "образования" - в США самые глупые в мире люди, ибо дети пого-ловно отказываются от сложных дисциплин и по окончании этой "школы" способны только говорить "как ораторы" и "делать биз-нес"! Вряд ли это "реформа" нашей школы - это её уничтожение. Конечная ,цель - дебилизация народа, который не нужен "мировому сообществу" - прим. ред.). Необходимо обновить мышление, вспом-нить о духовности. ШАА назвал духовность 4-м измерением. Но чаще всего учитель 2-х мерен: хорошие и плохие программы, дети и т.д., или 3-х мерен: дети сильные, слабые и средние и т.д.
  ШАА сообщил, что ВВ Путин обратился к ним: "Нужна новая пе-дагогика", на что он отвечает: "Есть такая педагогика! Это ГП!" В основе которой, как у пирамиды - духовный мир человека. Осознать нам это помогают классики человечества. Общение с их трудами - это разговор с будущим. "Прошлое - это глубокое будущее", - Я..Каменский. Вот почему ШАА создал издательский дом, где изда-ётся "Антология ГП" в помощь учителю. Один комплект из 5-ти книг стоит всего 80 руб. Сегодня мы увлекаемся всевозможными методами и технологиями, а о самом ребёнке, его внутреннем мире порой забы-ваем. А ребёнок - это, прежде всего, душа. И настало время подни-мать и решать проблемы не только экологии природы, но и экологии ребёнка, не только развивать его ум, память и т.д., но и его душу, нравственные качества. Поиск "синей птицы" - это и есть ГП, в этом и заключается таинство воспитания - помочь ребёнку познать мир и себя, как частицу этого мира, познать своё предназначение.
  А может ли педагогика быть не гуманная? Может! Никого не оставило равнодушным выступление АА Дубровского, врача, канд. пед. наук, академика АПСН из г. Анапы, который призвал к сотрудничеству медицину и педагогику. Он является создателем лечебной педагогики - притока ГП. Секрета в том нет, что есть уроки - "расстрелы" (уроки опроса), когда ребёнок, стоя у доски испытывает чувство страха, унижения. Ведь дети, порой, просто отказываются идти в школу, боясь опроса, придумывая себе болезни и разные причины. АА Дубровский категорически против "делёжки" детей, а если ребёнка оставляем на 2-й год обучения, то обрекаем его на серьёзное заболевание. (от ред., - небесспорное положение о "рас-стреле" путём опроса у доски. А как прикажете узнавать его зна-ния? Может дело в том, что до трети детей психически нездоро-вы, а ещё более трети фактически больны; мы ведь не боялись "расстрелов у доски"! Что касается "второгодничества", то давно предложено переводить в следующий класс с оценкой "неуд.") "Дети нуждаются в спасении". Если ребёнок в 1-м классе ещё здоров, то за время учёбы в школе, испытывая большие и маленькие страхи, стрес-сы, которые накапливаются из года в год, приходит к "букету болез-ней". Поэтому очень важно, чтобы на каждом уроке, в каждой школе создавать такие условия, где бы ребёнок чувствовал себя свободно, уверенно, зная, что его здесь любят и уважают. Тогда он с радостью будет учиться, посещать школу. Ведь какая школа, такое и общество.
  Мария Андреевна Комлева, засл. учитель РФ, директор школы -лаборатории № 119 г. Москвы считает, что самое главное - это зна-ния учителя и его служение детям: "Добром можно сделать всё". МА пожелала нам всем быть сильными, а значит - добрыми.
  Обстановка, в которой проходила конференция, создала торжест-венное духовное пространство и мы с удовольствием "купались" в нём. Все выступления были интересными. Учёный-физик Акимов (соавтор открытия "торсионных полей"? - от ред.) говорил о связи науки с жизнью, т.е. теории и практики, о всеобщих законах, об эво-люции педагогики и о духовности, как основе образования, тогда будет восхождение - пирамида.
  У прибалтийцев есть прекрасный опыт по семейному воспитанию, дет. садовскому и даже ясельному.
 Она поделилась своим опытом учителя физики в преподавании тем "Свет и звук".
  Очень тревожит подрастающее поколение, не случайно образование, школа находится на контроле у президента и правительства.
  ( От ред., - это звучит, но известно, что РФ полностью исполняет волю Запада, по решению которого нам отведено оставить 15-20 млн. населения к 2050 году по плану "Римского клуба", а для "устранения лишних" и делается всё то, чем мы так недовольны. Все же их слова о "заботе руководства о нуждах народа" - это пока только слова... Однако и в этих рамках мы должны пытаться что-то делать и ле-гальным путём, как это пытается ШАА)
 
Бессердечие, нигилизм, скепсис, агрессия и садизм, высокая пре-ступность, смертность и т.д. - это всё своеобразная реакция на прими-тив, псевдокультуру, шаблон, формализм взрослых, которые являются для детей примером.
  "ЗЕМЛЯ БОЛЬНА, НО НУЖЕН ЕЙ УЧИТЕЛЬ", а не доктор (НК Рерих).
Волгоград. Декабрь 2001г. Ученица Яркина ЮВ занимается глиняными статуэтками. В его группу входят как школьники, так и студенты. Прекрасный образец, как можно умело ор-ганизовать творчество юных. Конечно, проблема в подготов-ленных педагогах…

  И ещё - хочешь разрушить страну - разрушай школу, хочешь вос-становить - начни со школы.
  Но каким же должен быть сам учитель? Преподаватель муз-училища из Бишкека (Киргизия) поделился своими наблюдениями. Одни люди похожи на сосуд с узким горлом, которые не впускают в свой мир, замкнуты в себе. А учитель - это сосуд с широким голом, из которого может получать знания любой желающий.
  Она предложила ступени духовной Эволюции:
 Невежественность (культ тела) --- цивилизованность (материальные ценности) --- образованность (количество знания, приоритет образо-вания) --- интеллигентность (пробуждение духовности) --- синтез (утончение чувств, искусства) --- культурность (несёшь свет) --- духовность (?)
 
Человек обязан пройти все эти ступени восхождения. В некоторых ситуациях мы или опускаемся на нижние ступени или поднимаемся. Пора задать себе вопрос: "На какой ступени я нахожусь?" А ведь, иногда, что лукавить - мы не на высоте.
  Колесникова ГА выступила на "круглом столе" "Синтез познава-тельного и прекрасного". Рассказала о создании и работе в творческой лаборатории в г.Рубцовске, предложила методическую газету для учителей и родителей "Святогор". Ирина Георгиевна Димова, канд. пед. наук, зам. гл. ред. "Учительской газеты" заинтересовалась вест-ником. Слушатели и она задавали вопросы… Вообще желающих вы-ступить было много, но времени на все выступления не хватало.
  На конф. предлагались для продажи различная пед. литер., "Антоло-гия ГП" и методическая литература. Мы в город всё это привезли. Была организована экскурсия в музей НК Рериха. А завершилась конф. выступлением одарённых детей из гг. Москвы и Ленинграда.
  Не хотелось расставаться с новыми друзьями. Обменивались инфор-мацией, адресами и надеждами ещё встретиться.
  Предполагается, что эти встречи будут ежегодными во время весен-них каникул. ШАА предложил новую тему: "Улыбка моя, где ты?" Вся инф. по конф. будет напечатана в пед. Вестнике "Три ключа" и записана на видео.
  Москва провожала нас моросящим дождём и мы, уставшие, но оду-хотворённые и радостные с желанием рассказать всем встречным о пережитом возвращались домой, на Алтай.
 ПО МАТЕРИАЛАМ Г.А.КОЛЕСНИКОВОЙ , г. РУБЦОВСК

<<На главную <<№27
Hosted by uCoz