СЕМЬЯ И ШКОЛА. ПУТИ СОТРУДНИЧЕСТВА.

СЕМЬЯ И ШКОЛА. ПУТИ СОТРУДНИЧЕСТВА. (Продолжение. Начало в №4 (19) 2001г.)

 Дети в возрасте 5 - 7 лет уже начинают прояв-лять интерес к жизни и переживаниям других детей, детских коллективов.
 В возрасте 8 - 12 лет это интерес к взаимоот-ношениям между людьми, к социальным отношениям. В этот период им интересен сам человек его заботы и про-блемы. Желательно в этот период вести с ребятами бе-седы о нравственности, о таких человеческих качествах как взаимовыручка, коллективизм, сострадание, патрио-тизм, ответственность за собственные дела и слова. Именно в этот период начинают формироваться и за-кладываться в душе ребёнка понимание общественных критериев. Это объяснимо и с позиций Живой Этики, после 7 лет в ребёнка окончательно входит душа, что в свою очередь даёт возможность пробуждению в созна-нии человека таких критериев, как совесть т.е. это тот период, когда Высший Манас приобретает возможность воз действия на помыслы и поступки человека. Поэтому ребёнку, пришедшему в первый класс, пожалуй, нельзя с порога указывать на недостатки в его воспитании. Нет смысла упрекать ребёнка, что он бессовестный, бесчув-ственный. Сначала нужно совместно с родителями при-ложить усилия, чтобы эти качества характера пробуди-лись. И приступать к воспитанию таких прекрасных ка-честв характера, как сострадание, совестливость, забота о ближнем человеке, как бы издалека. Говорить ребёнку, что нужно быть милосердным, добрым и т.п. для маленького человека - это только слова, потому что он порой, в них вкладывает совершенно иной, свой смысл. Лучше начать эту работу, по воспитанию в ре-бёнке прекрасных духовных качеств, с обращения его внимания на красоту природы, которая необычайно близка и понятна. Пойдите с ребёнком в парк, на реку, присядьте с ним на полянке. В каком они состоянии ни для кого не секрет. Предложите ребёнку вместе с вами убрать её. Сожгите собранный мусор, бутылки, бумагу и пусть ребёнок сам увидят насколько красивее стала полянка. После этого почитайте с детьми или расскажите им историю о том, человек боролся со своими недостатками и, как они тяжело покидали его, но как он всё-таки добился власти над ними. Проведите параллель между убранным лугом и человеком. Пусть дети поговорят, порассуждают. Обратите внимание детей на искусство, музыку и через эту красоту подведите сознание детей к красоте человеческих отношений. Полюбуйтесь вместе хорошим поступком, обсудите его, предложите детям как бы примерить на себя поступок того человека. Пусть в них проснётся желание быть похожим на него. Забросьте в душу зёрна желания и пусть они прорастут. О необычайном воздействии музыки на ребёнка говорили и Конфуций, и Платон. Е.П.Блаватская же указывала, что Высший Манас развивается благодаря возвышенной музыке, в создании которой участвует душа. Естественно, что сила воздействия её на слушателя будет зависеть от духовного запаса компо-зитора. Техническое же исполнение музыкальных про-изведений напрямую связано с низшим Манасом. И продолжая мысль о необходимости музыкального вос-питания обратимся к В.А.Сухомлинскому, который ре-комендовал давать детям в течении месяца не более 2-х мелодий, чтобы они не только запомнили её, но чтобы она как бы вошла в них. А Конфуций указывал, что му-зыке дано создать гармонию в отношениях между учи-телем и учеником.
 Период детского развития после 7,5 лет отмеча-ется всеми физиологами, как период избыточно актив-ный, ребёнок как бы перенасыщен энергиями, которые, к сожалению, реализуется в бессмысленную беготню. Нам же желательно постараться использовать этот по-тенциал энергии для воспитания в нём необходимых ка-честв характера. Конечно, ребёнок не должен быть ли-шен двигательной активности, но этот выплеск энергии необходимо использовать и на осмысление вопросов бытия. Именно в этот период наилучший для закладывания в нём нравственных основ.
 С 10 - 12 лет дети интересуются больше соци-альными романами, им интересно читать о восстании рабов, борьбе с захватчиками и оккупантами. Прекрас-ной литературы на эту тему огромное количество от произведений Марка Твена, до исторических романов о Великой Отечественной войне.
 Подросток уже подвергает критической оценке общественные явления и уже через призму своей морали, самоанализа старается понять мир. В этот период лучшими книгами для него будут биографии мудрецов и мыслителей, их высказывания. Дети с интересом читают о достижениях науки и техники. Начинают интересоваться философией. Подросток читает то, что мы смогли в нём развить.
 Не плохо бы, чтобы в классе совместно с роди-телями была создана библиотечка в зависимости от воз-растного уровня учеников. Хорошо бы чтобы книги прочитывались вместе с родителями. Читают дети сказ-ку А.С.Пушкина о золотой рыбке, поговорите о ней все вместе в школе. Пусть каждый из 30 учеников выска-жется, пусть будут разные мнения, пусть у каждого бу-дет свой герой. У кого бабка, у кого дед, у кого золотая рыбка. Не сдерживайте желания высказаться, дайте ре-бёнку шанс иметь своё мнение. Если мы выслушиваем ребёнка, уважительно отнесёмся к его оценке героев, дадим ребёнку порассуждать, обсудить вместе с другими детьми своё мнение - только это даст толчок к развитию его сознания. Сознание - это то, что в человеке постоянно эволюционирует, и он увидит, что бабка не так уж и плоха, что дед в своём непротивлении, не так уж и хорош и что даже у золотой рыбки кончилось терпение. Если же мы не будем давать возможность детям иметь своё мнение, высказываться, рассуждать, то антигерой в его сознании останется героем.
 Но как часто от нашей поспешности, невнимания, постоянно одергивания детей - быстрей, быстрей, а куда быстрей? - из живого жизнерадостного ребёнка он превращается в неживого "истуканчика" с последующим превращением в равнодушного. Мы детей учим музыке, танцам, говорить с " выражением", но это "говорение с выражением" не есть выражение их мыслей и чувств - это подражание в большинстве случаев выражению мыслей взрослых и не важно кто это учитель или родитель. Мы, к сожалению, лишаем детей не только права иметь своё мнение и права высказать его, мы одергиваем его и за излишнюю жестикуляцию, мимику, интонацию. Правильно ли мы делаем? У взрослых эта форма общения помогает и способствует взаимопониманию. Кого мы с большим интересом слушаем - речь пламенного оратора или лектора с каменным лицом?
 Дайте время, говорит Учение, и у ребёнка отойдут лишние жесты и движения, но речь сохранит огненность, останется живость натуры.
 Клещевская С.А. Малиновое Озеро,Алтайский край.

<<На главную <<№20
Hosted by uCoz