ЛЕВ ТОЛСТОЙ И ШКОЛА

ЛЕВ ТОЛСТОЙ И ШКОЛА


  Лев Толстой (1828-1910) больше известен, как великий писатель. Его литературно-художественное творчество составило эпоху в развитии русской и мировой литературы. Имя Л.Н.Толстого (далее - ЛНТ) неизменно в первой десятке индекса ЮНЕСКО переводной литературы, что свидетельствует о том, что он наиболее читаемый в мире автор. Он мощно поднимал вопрос о смысле жизни.
  Но Л.Н.Т. был и педагогом, и сам, что интересно, оценивал свои учительские труды выше литературных произведений. Чем объяснить такую удивительную самооценку? Наверное, тем, что в педагогических исканиях Л.Н.Т. яснее проявляется главное - его гуманность. Об этом же свидетельствует и книга из серии "Антология гуманной педагогики" - "ТОЛСТОЙ". В ней раскрыт философско-педагогический трактат "О жизни", где описан его опыт школы в Ясной Поляне.
  В рассказе "Утро помещика" студент Нехлюдов пришёл к убеждению, что надо делать людям добро, оставляет университет и идёт к крестьянам: "Надо избавить крестьян от бедности, передать им образование, которым я, по счастью пользуюсь, исправить их пороки, порождённые невежеством и суеверием, развить их нравственность, заставить полюбить добро". Во многом это автобиографический очерк.
  С 1851г. ЛНТ на армейской службе, в 1854-55гг. был в осаждённом Севастополе. Примерно в это время началась его литературная деятельность. Это "Казаки", "Детство. Отрочество. Юность". Россия увидела писателя, который стремится проникнуть во внутренний мир ребёнка, осмыслить его переживания, понять, как формируются его черты характера. Т.е. "психический анализ" и "диалектика души". Школьные опыты убедили ЛНТ, что необходим и профессионализм в обучении. Он обращается к литературе, контактирует с деятелями просвещения и знакомится с опытом разных стран в этой
  Области. В 1857г. он совершает первое путешествие за границу и изучает европейскую культуру.
  Уже тогда он решает себя глубоко посвятить делу образования народа. В 1860-61гг. он вторично посещает Европу. Побывал в школах, детских садах, приютах, колледжах, слушал лекции известных педагогов, историков. Среди них лекции Чарльза Диккенса о воспитании, встречался с П.Ж.Прудоном, теоретиком анархизма, а также виделся с самим Герценом. В 1861г. пишет в дневнике: "Школа опре-делилась: переход от практики жизни к теории. Готовое из жизни привести в систему".
  Уже к этому времени ЛНТ приходит к выводу, что ребёнок является личностью, требующей индивидуального воспитания. Конечно, он понимал, что разность образования у привилегированных классов и массой народы ведёт к огромным социальным бедствиям. И поэтому образование должно стать всеобщим. По его мнению ребёнок от природы неиспорченное совершенное создание и не следует препят-ствовать его свободному развитию. Под свободой он понимал направленное обучение - таким оно было в семье самого ЛНТ.
  Пед. труды указывали, что у ребёнка образное мышление превышает логическое. Это также рекомендует использовать ЛНТ в обучении.
  Со всей страстностью и талантом ЛНТ пытался реализовать идеи свободы и человечности в яснополянской школе (с 1859г.) и при издании пед. журнала, в создании книг - учебников, в теоретических трудах, дидактических и методических статьях.
  Интересно, сначала в его школу пришло всего 22 ребёнка, несмело переступивших порог, но через 5-6 недель их число выросло втрое. Тут всё было не похоже на казённое. Занятия с 8-9 часов. В полдень перерыв на обед и отдых, а после еще 3-4 часа. Не было строго закреплённого места, на дом уроков не задавали. Форма обучения - свободная беседа учителя с детьми. В ходе её обучались чтению, письму, арифметике, закону Божьему, истории, географии, природоведению, рисованию, пению. Было 3 группы - младшая, средняя и старшая. За плохие учёбу и поведение не наказывали - ребёнок должен был сам осознать необходимость подчинения порядку.
  ЛНТ и учителя поощряли самостоятельность учащихся. С этой целью часто практиковались сочинения. Работать учителем в Ясной Поляне было сложнее, чем в обычной школе с принудительной дисциплиной, где был набор средств поощрения и наказания, зубрёжка (школа ЛНТ была частной, но была в ведении Мин. Образования). От учителя требовалось нравственное и интеллектуальное напряжение. Так о его школе писал учитель тульской гимназии Марков Е.И.: "Мы следили за изумительными успехами его лапотных школьников, среди которых иные бойкие мальчуганы, оторванные прямо от бороны, могли через несколько месяцев свободно писать довольно грамотные сочинения" ("Вестник Европы"). Ещё 20 школ открыл ЛНТ, его опыт привлёк внимание русских и зарубежных педагогов. С 1862г. он с целью ознакомления учителей начинает журнал "Ясная Поляна", где даются новые принципы административной деятельности в сфере образования, новые формы и методы обучения.
  Но параллельно росло недоброжелательство соседей-помещиков. Когда ЛНТ был в отъезде на лечении, в его школе устроили обыск. ЛНТ подал жалобу на имя царя, Александра 11-го. Но в 1862г. школу сумели закрыть "за низвергающее основные правила религии и нравственности". Но в педагогике было отмечено, что ЛНТ нашёл то, что никем до него не было выявлено. В 1870-е гг. вновь открывается школа. ЛНТ создаёт для крестьянских детей "Азбуку" и "Новую азбуку" - "Я положил в них всю душу и могу спокойно умереть". "Когда я вхожу в школу и вижу толпу оборванных худых детей с их светлыми глазами, ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. И тонет самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях".
  Азбука графа ЛНТ - это своеобразная энциклопедия, объясняющая детям воспринимаемый ими мир в формах художественных обобщений, рассказов о жизни растений, о явлениях электричества". Поощрялись споры. В обучении господствовал звуковой метод. Даже Мин. Просв. России одобрило выдерж-ки из 30 изданий. Профессор Рачинский, увлечённый его книгами, оставил университетскую кафедру, чтобы обучать грамоте по его методу: "Книги графа Толстого следует знать всякому образованному русскому человеку". Японский учитель Сикидзе Несиями называл подход ЛНТ "прозорливым", а методы, как "великое педагогическое открытие". Японский писатель Накадзато Кайдзаи создал в своём имении школу, подобную яснополянской, читал детям им самим переведённые русские сказки.
  За советом к ЛНТ обращались : испанский педагог Анхель Буэно, француз Фернан Обье, англ. учительница Франни Френкс, из Аргентины Клотильда Гонсалес. Эрнст Кросби (США) написал книгу "Толстой как учитель".
  Труды ЛНТ в последние годы жизни были связаны с его морально-этическим учением. Порывая с обрядовой религией и развивая идеи истинного христианства, он говорил, что исключает роль принадлежащую религиозному воспитанию в деле общественно-го благосостояния.
  Что мы можем сегодня взять из его наследия?
  Это основополагающие идеи гуманной педагогики. Заветы демократизации образования, которое должно отвечать критериям братства людей. И гуманизация науки и мир без насилия.
  Из писем ЛНТ:
  "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученикам, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе и любовь к делу и к ученикам - совершенный учитель."
  ЛНТ писал в "О значении народного образования": "Мне случилось в прошлом году говорить с г-м Прудоном: "В высшем классе заметно стремление к образованию народа". "Неужели это в самом деле правда?", - спросил Прудон. Толстой: "Без образования народа никакое государственное устройство не будет прочно". Прудон вскочил и прошёлся по комнате. "Если это правда, - сказал он как будто с завистью, - вам, русским, принадлежит будущность".
  Куда же делось сегодня это осознание необходимости истинно народного образования в России?! Потребность в образовании лежит в каждом человеке. Правительство сгорает желанием образовать народ, а народ постоянно заявляет своё недовольство предлагаемым ему образованием.
  По материалам 15-го семинара в Рубцовске, доклад с сокращениями В.Г. Пураевой.
 

<<На главную <<№19
Hosted by uCoz