"ПЕСНЯ УТРА". Н.К.Рерих. 1920 год.

"ПЕСНЯ УТРА". Н.К.Рерих. 1920 год.



 Перед нами лирическое и весьма аллегорическое , красочное полотно Великого Мастера. На первый взгляд обычная картинка сельской пасторали - красавица-девушка играет с ланью. Но зачем справа крутой склон, резко вздымаю-щейся горы? Почему на крыше дома виднеется мистический павлин? И отчего тучи собрались в хоровод по типу китайского, только трёхчленного, знака "Дао" ?
 По-видимому, здесь заключена идиллия отношений человека и животных. Ведь красивая девушка в ярко-красном платье, цвета крови, одинаковой для всех теплокровных существ на Земле, с изумрудным ожерельем на груди, явно обозначающим "ожерелье воплощений". Где его зелёный цвет - цвет Природы и ноты "Фа", сответствующий зелёному, объединяющему в свою очередь все звуки Природы - как бы указывает на множество жизней, прожитых этой красивой и доброй девушкой. Их ещё должна будет прожить эта лань, радостно прыгающая возле неё. И, кроме того, лань должна будет прожить огромное число "чисто животных жизней", прежде чем начнёт цепь человеческих во-площений. И тёмная, резко восходящая косо вверх гора, что сзади лани и девушки, как бы намекает на долгое восхождение, и на успешное начало его - ибо доброе отношение к животным ускоряет их эволюцию, а также и улучшает как Карму человека, так и Земли вообще.
 Девушка держит в руках тонкую кисею, ниспадающую до земли - как аналогию "хатыка" Матери Мира, который брошен Ею для страждущего человечества в бурю жизни и яв-ляется якорем спасения для мятущихся душ. В данном случае человек, по аналогии, повторяет деяния Богоматери. Ибо в, свою очередь, является "царём природы".
 Интересно, что животные, которых мучают люди, в Тонком Мире, уже после своей смерти и человека, оказываются злейшими вра-гами нашей души, злобно нападая на неё! Таким образом, уже при жизни человек готовит себе тяжкое посмертие. А всё в целом - ухудшает Карму планету, ибо мы должны, любя Природу, помогать ей, одухотворять её и вести за собой… Вместо этого мы замедляем эволюцию животных и ухудшаем жизнь на планете. Нынешнее состояние Земли ярко показывает губительный тупик цивилизации. Ведь помимо жесточайшего отношения к животным, люди и едят их и охотятся на них исключительно ради забавы. Т.е. мы фактически едим "братьев наших меньших", будущих людей - ибо они станут людьми на новой Земле, по окончании 7 Кругов (мы ныне в 4-м Круге). Также надо напомнить, что лишь в середине 4-й Коренной Расы нашего 4-го Круга, был закрыт доступ новых душ в человеческое царство и все не успевшие к этому времени души были отданы в Животное Царство…Т.е. животные в буквальном смысле это те, кто опоздал, но у кого остался свой шанс стать людьми в будущем ("Тайная Доктрина" Е.П.Бл.). Точно так же, как мы, "успевшие", в своё время были чудовищами и страшилищами - животными на иной планете, развивая в себе промежуточный этап созревания души -"созвучие душ", что характерно для животных (еще это неверно называют "групповая душа").
  Дело в том, что у животных, как и у нас, 7 принципов и 49 центров, но отсутствует связь
 создавалось Животное Царство. Поэтому человек в истинном смысле "царь природы", ибо при его непосред-ственном участии создавал-ся Животный Мир в далёкие времена 111-й Коренной Ра-сы, когда размножение шло путём "выделения пота", т.е. фактически яйцерождением. Тогда человек создавал; позже, с половым разделени-ем, он мог лишь воспроизводить себе подобных, дар созидания был отнят ("Тайная Доктрина" о происхождении животных). Как уже отмечалось - радикальное отличие человека от животных в наличии "искры разума", дан-ной человеку Вел. Уч., да и то - "неуспевшие души" заработать данную искру до середины 4 Расы 1У Круга, когда Кармическим Законом был закрыт дальнейший доступ в Царство Человека,
 были обречены пребывать в телах животных…
  Суровая шутка, "кто не успел - тот опоздал", в данном случае является Истиной с далеко идущими последствиями.
Артемида с ланью. С греч. оригина-ла Леохора(конец 4 в. до н.э.).Лувр

 Интересно, что мотив картины "Песнь утра" перекликается с древнегреческими мотивами, изображающими Богиню Животного царства и охоты Артемиду (Диану) вместе с животными, которые любят её. Даже есть миф, в котором лань Артемиды (в данном случае - она сама) с рогами из золота, а копытами из меди. Здесь скрывается мощная аллегория связи Высшего и Земного Миров. Дело в том, что золото символизирует Высший Мир, медь - нижний, Земной. Вот причина, по которой медь долгое время приписывали ( и сейчас еще продолжают) свойствам планеты Венеры, имея в виду лишь животную сторону её влияния. Но ведь в мифе о Диане и Актеоне само сладострастие сгубило Актеона - он нечаянно увидел обнажённую Богиню, был в наказание превращён в оленя и его разорвали его же собаки - он был на охоте. Здесь собаки - это его же страсти. Таким образом, уже в Элладе давалось понять, что высшее свойство Артемиды - золото, или Высшая Любовь.
 Сам миф об Артемиде с ланью весьма перекликается с этим полотном Рериха. Лишь Богиня на сей раз вместо лука со стрелами( символами смерти, хотя в ином варианте - стрела -символ мысли!) несёт хатык, связующий Высшее Царство Человека с низшим - Жи-вотным. Что касается Венеры, стоящей за этими мифами и аллегориями, то мы , естественно, обязаны стремиться одухотворять свои страсти в высшую любовь, т.е. совершать алхимию души, переплавляя низшую медь животных страстей в высшее злато Духовной Любви. Всё дело в том, что низшая любовь - эгоистична, а Высшая - альтруистична. Низшая нас задерживает, обрекая снова и снова возвращаться на Землю, к источникам порочной любви( даже слепая материнская любовь - тоже эгоистична и задерживает), а Высшая Любовь, дающая возможность в каждом живом существе видеть Бога - возвышает и ускоряет наш Путь.
 Клещевский В.А., Галкина Л.Г.
 Алтайский край, п. Малиновое Озеро.

<<На главную <<№17
Hosted by uCoz