Опыт и перспективы духовно-нравственного воспитания школьников в современном социуме России

Опыт и перспективы духовно-нравственного воспитания школьников в современном социуме России

( на основе Учения "Живая Этика")


 Учение Жизни "Живая Этика" торые так или иначе не затрагивались бы в всё стремительнее завоёвывает умы и сердца людей.
 Являясь синтезом многотысячелетнего практического опыта человечества в познании себя и окружающего мира через науку, искусство, философию и религию, Учение это призвано стать основой планетарного мировоззрения в грядущем 21-м веке.
 Нет ни одной из сторон реальной жизни, которые так или иначе не затрагивались бы в Учении Жизни. Как драгоценные зёрна рассыпаны по страницам книг Живая Этика знаки - вехи на пути человечества в эпоху мировой общины будущего. Сказано в Учении: "Новый мир придёт через детей". Поэтому правильное воспитание детей - граждан нового грядущего столетия является самой насущной и неотложной задачей педагогов дня сегодняшнего.
 С начала 90-х годов в школах России учителя-энтузиасты стали применять Живую Этику в своей педагогической работе. На страницах книг Учения содержится много высказываний о школе, о воспитании и обучении детей. Собранные вместе и систематизированные, они намечают контуры будущего - школы 21-го века. Являясь по сути знаками-вехами, эти драгоценные указания Великого Духовного Учителя ни в малейшей мере не сковывают инициативы школьного учителя, дают ему огромный простор для дерзания и творчества в школьной практике.
 Воспитание есть процесс творческий, не терпящий
  шаблонов. Процесс воспитания -это сотворчество воспитателя и ребёнка, в котором выявляются индивидуальности обоих. Живая Этика учитывает это, поэтому даёт не столько конкретные приёмы и методики воспитания, сколько вооружает воспитателя знанием духовной эволюции детей, даёт общие подходы к проблеме, основанные на знании природы и законов тонкой (духовной) материи. Дальнейшее зависит уже от находчивости, способностей и таланта воспитателя.
 Главную цель воспитания очень ёмко и точно выразила Е.И.Рерих в своих письмах:
 "Самое насущное дело - воспитание…молодых душ, строителей будущего нового мира.
 Самое великое облегчение и благо, которое родители могут дать своим детям, это вооружить их средствами для успешной жизненной борьбы и дать им понимание назначения смысла жизни, ими проходимой".
 "Нужно уберечь сознание ребёнка от главного проклятия нашего времени, разъедающего всё продвижение человечества, именно, против легкомысленного отношения к самым священным принципам (Бытия), против поверхностного мышления, в силу которого всё строение жизни строится на песке и, при первом потрясении, рассыпается в бесформенные кучи песочного хаоса".
 Педагогические идеи Учения нашли практическое применение в целом ряде учебных заведений. Примерами могут служить школа Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, авторская школа академика М.П.Щетинина в Крыму, Бангалорская школа в Индии, школа Глории Кук в Нью-Йорке.
 Духовно-нравственное воспитание в Живой Этике - это непрерывная и бесконечная эволюция человека в единстве и гармонии с Космосом, обществом и самим собой. Сущность понятия "духовность" может быть определена как совокупность нравственных качеств и этических ценностей, синтез высших гуманистических качеств личности. Поэтому целью духовной эволюции человека Учение определяет как полное развитие всех возможностей и способностей, заложенных в человеческом организме.
 Основополагающими философско-педагогическими идеями Учения являются:
 - единение человека и Космоса,
 - развитие и совершенствование духовности (как ведущего начала в формировании личности);
 - эволюция - это процесс восхождения и совершенствования;
 - ненасилие - это проявление закона Свободной воли и человеколюбия;
 - Общее Благо - как единство общих интересов и гармония бесконечного разнообразия индивидуальности.
 
 Эти идеи не закрепощают свобод педагогического творчества и реализации их в практике, а дают возможность вариативного применения в воспитательной системе
 Основами философско-педагогическими принципами Учения, в которых проявляются и реализуются все эти идеи, выступают принципы:
 -совершенствования;
 - сотрудничества;
 - Общего Блага;
 - Красоты и гармонии;
 - Ритма;
 - Творчества;
 - Синтеза
 Апробация выводов исследования философско-педагогической системы Учения проводилась мной в творческом содружестве с моей коллегой Ситниковой А.В. в течение 5 лет по составленной мной программе воспитания школьников "Мир через Культуру" (как основы духовно-нравственного поведения). В этом курсе мной было выделено 3 раздела: 1) основы мироздания; 2) внутренний Космос или кто такой Человек; 3) взаимоотношения и деятельность как проявление жизни.
 Содержание этих разделов учитывает особенности детского восприятия - это то, что ребёнок постигает окружающий мир через себя. Задачами данного курса являются: вернуть взаимоотношения между детьми и учителями, детьми и родителями к истокам человеколюбия, милосердия, взаимопонимания той духовной основы, без которой не может состояться личность. Ближайшей перспективой курса является: напитать сознание школьников образами прекрасного, идеалами красоты жизни, нравственностью, культурой. К средней перспективе курса относятся становление нравственного мировоззрения личности, желание, стремление и попытки ребёнка выразить себя как морально-нравственную личность в школе и дома. Стремление к самоутверждению на принципах нравственности. Как дальняя перспектива, планируется изменения сознания ребёнка, изменение его поведения, в результате чего успешное развитие личности, нравственность, становятся нормой жизни и поведения школьника, появляется потребность вести себя нравственно.
 
 1-е направление.
 Работа с детьми включала не только изучение курса "Мир через Культуру". Мы с детьми организовывали и проводили в школе праздники культуры, декады культуры, Рождество
 День дружбы, Всемирный день Земли, день Родины, день Матери. Мы читали и обсуждали с учениками газету "Страна Чудесия" (издание для детей Томского Рериховского общества). Мы устраивали конкурсы детских рисунков, плакатов, поделок, стихов, сказок. Проводили выставки репродукций картин Н.К. и С.Н.Рерихов. Это направление работы с детьми включало и шефство старших школьников над младшими, которое заключалось в проведении совместных праздников, выставок детских рисунков и репродукций картин Н.К.Рериха.
 2-е направление.
 Работа с родителями учащихся. Мы их "просвещали и посвящали" в задачи и цели воспитательной работы с их детьми. Создался актив родителей-единомышленников, помощников. Нами проводились регулярные консультации родителей по вопросам воспитания детей.
 3-е направление.
 Просветительная работа с учителями школы.
 В школе создана инициативная группа учителей, которая со своими классами является активным организатором общешкольных мероприятий по нашему единому плану. В будущем учебном году эта группа учителей на своих уроках по предмету будет выполнять задачи, определённые общешкольной воспитательной системой.
 В перспективе мы планируем создать общешкольную инициативную группу ребят - защитников культуры "Лотос". После наших с ними совместных занятий, они станут организаторами общешкольных мероприятий в своих классах. Есть в наших планах и организация шефской деятельности наших ребят в подшефном детском доме. Будет продолжена совместная работа с филиалом детской музыкальной школы, функционирующей в нашей школе. В прошедшем учебном году мы начали проводить занятия детской филармонии в школе.
 Этот опыт воспитательной работы со школьниками убедил нас в том, что в результате разнообразных направлений и форм деятельности школьники глубоко осознают необходимость самосовершенствования. У детей происходит установка нового мировоззрения и стереотипов нравственного поведения в школе и дома. У школьников углубляется мышление, происходит сознательная ориентация на нравственный идеал жизни. В результате разнообразных форм художественно-эстетического направления воспитательной работы у детей проявляются художественные таланты. Внутреннее состояние детей становится радостнее и возвышеннее. Жизнь для них приобретает смысл и цель. Кроме всего прочего, мы пришли к выводу, что школьникам очень нужны эти занятия и творческая деятельность, Слова Н.К.Рериха: "Мы защищаем культуру, культурой мы защищаемся", оказались действенными, применёнными в данном педагогическом опыте: без выработки нравственного стержня личности, способности ощущать себя в связи со всем сущим в Природе, без принятия ответственности за каждую мысль, слово, поступок никогда не удастся преодолеть кризис человечности в человеке. Тем более не вызреет Человек в ребёнке, если не заниматься "садом его души".
 Единственно возможный путь для спасения души ребёнка в наше лихолетье - это направить все усилия учителя-воспитателя по линии развития сердца ребёнка.
 Трудно сделать ум ребёнка сердечным, а сердце умным…Мы пришли к выводу: необходимо создать систему. Духовно-нравственного образования школьников! И в перспективе у меня и моих единомышленников предстоит большая работа в этом направлении.
 
 Таран Т.Н.
 Учитель школы №20
 Г. Екатеринбург
 2000 год.

<<На главную <<№16
Hosted by uCoz